|
Фридрих Тибергер
Царь Соломон. Мудрейший из мудрых
Аннотация: Царь Соломон, мудрейший из мудрых, – символ мудрости всего рода
человеческого. Эпоха его царствования была проникнута обаянием образа
величественного правителя. Народ переживал период мирного строительства, были
доведены до совершенства торговые связи, создан Храм, объединивший в духовное
целое народ Израиля и Иудеи, составлены основные книги Ветхого Завета. В
сознании людей укоренялись чувства законности и справедливости.
Автор книги Фридрих Тибергер – всемирно известный ученый-гебраист, друг и
собеседник Франца Кафки – не ставит задач необоснованного возвеличивания. Он
критически оценивает источники с позиций современных исторических знаний, а его
тонкий и глубокий анализ древних текстов раскрывает пронзительный трагизм
непреодолимого одиночества мудрейшего из мудрых.
---------------------------------------------
Фридрих Тибергер
Царь Соломон. Мудрейший из мудрых
Памяти моего брата Эрнеста – жертвы бесчеловечного времени
Ближний Восток в X в. до н. э.
Глава 1
ЭПОХА
Наше историческое сознание, представляющее собой сплав конкретных знаний,
случайного и закономерного, способно создать довольно полную картину мира.
Упорядочив множество разрозненных событий, оно позволяет выявить их внутреннюю
связь. Вот почему мы можем выделить несколько эпох, повлиявших на всю историю
человечества. И если вглядеться пристальнее, то окажется, что в истории
человечества подобных вершинных периодов не так много. Однако именно эти эпохи
наполняют нас гордостью за своих предков. Они обуславливают свободу,
нравственность и величие грядущих поколений, потому что дают им осознание своей
силы и опору для сопротивления невзгодам жизни. Благодаря этому мы чувствуем
свою причастность вечности.
Заметим также, что подобные эпохи принадлежат не одной нации, а становятся
достоянием всего человечества. И теперь, глядя на них с высоты прошедших веков,
мы не только пополняем исторические знания, но и обогащаемся накопленным тогда
опытом.
Эпоха Соломона воспринимается именно как время, в котором сконцентрировалась
мудрость всего человечества. В книге она рассматривается с высоты нашего
исторического опыта, позволяющего не только углубиться в нее, но оценить
критически, стараясь избежать неоправданного возвеличивания.
Автор также стремится отдать должное памяти израильских народов, странствиям
патриархов и поискам цели, которые были свойственны уже ранним народам.
Стремление к национальному самоопределению появилось еще в Египте, и
потребовалось несколько столетий, чтобы призывы Моисея и полученные от него
заповеди были осознаны как руководство к действию, став символами будущей жизни.
Когда при Иисусе Навине удалось завоевать Землю обетованную, то все дальнейшие
перемены и рассеяния проходили под знаком того, что вот-вот образуется новая
империя, очертания которой уже были видны. Период Судей означал и угасание
порывов, и начало обновления.
Когда Илий и еще более могущественный Самуил начали разрабатывать духовную
концепцию, то есть отошли от примата священничества, пытаясь образовать
государство и объединить людей в общее целое, они были подавлены инстинктивным
сопротивлением людей, до тех пор пока не образовалось государство Саула. Однако
он не мог предвидеть, что все созданное им развалится. Давиду тоже пришлось
применить силу, чтобы сосредоточить в своих руках власть. Но ему удалось только
приблизиться к цели, но не достичь ее.
Только его сыну Соломону было суждено принести покой земле, лишь с виду
казавшейся гладкой. Мир, пришедший с ним, покинул страну вскоре после смерти
Соломона. Лишь одному поколению удалось прожить практически без военных
конфликтов – в древней истории такого феномена больше не известно.
Хотя при Давиде власть была максимально централизована, военная система
полностью обновлена и во всех жизненно важных пунктах воздвигались крепости,
административный аппарат так и остался децентрализованным – царь был постоянно
|
|