|
ацией объединенного государства,
Египет, вероятно, мог служить моделью для израильского государства: со времен
Давида царь являлся первосвященником, как фараон – высшим жрецом. Однако
вопреки египетской традиции израильский правитель не мог назначать и лишать
полномочий других священников. Как и египетские жрецы, еврейские
первосвященники должны были носить льняные одежды, символизировавшие их чистоту
и подчеркивающие торжественность церемоний.
В те времена Нубия – страна, расположенная к югу от Египта, – являлась тем же,
что представляла собой во времена римлян и греков сказочная Индия – страна
несметных сокровищ. Там египтяне выменивали золото, слоновую кость, драгоценные
камни, благовония. Они также отправляли торговые корабли в африканские страны
вдоль побережья Красного моря, такие как Сомали. Известно, что еще за тысячу
лет до правления Соломона египетские моряки привозили драгоценные камни и
экзотических животных с побережья таинственного Пунта (Индийского океана). К
этим же странам были устремлены и мысля ханаанцев.
В собственной стране египтяне испытывали серьезный недостаток только в
древесине, которую они импортировали из Ханаана. Лес им был нужен не только для
строительства и производства мебели, но также для изготовления оружия и боевых
колесниц. Поэтому развился интенсивный обмен; пути шли по морю, между Египтом и
финикийскими портами, и прежде всего через Библос, в который привозили из
Ливана кедровое дерево. Понятно, что финикийцы стремились овладеть этими
лесными территориями и соответствующими землями, через которые могли бы его
доставлять.
Поскольку египтяне потеряли Ханаан во время правления династии Рамсеса, еще за
столетия до Соломонова царствования, им приходилось покупать кедр в обмен на
ценные товары. В этом случае драгоценные металлы с юга, египетская керамика и
прекрасные одежды отправляли в Сирию и Палестину, где они были предметами
торговли и образцами для местных мастеров вплоть до того времени, когда Соломон
и Хирам из Тира сами стали посылать торговые суда в эти сказочно богатые земли.
Влияние египетской культуры было ничтожно малым по сравнению с развитием
торговых связей. Сюжеты египетской мифологии, удивительные рассказы о смерти и
возрождении Осириса, великолепной процессии в священной ладье, культ мертвых,
вера в загробную жизнь – все это казалось слишком материальным для гораздо
более абстрактного религиозного мышления евреев.
Даже тот, кто был поверхностно знаком с монотеистическими концепциями,
оказывался не в состоянии принять Бога в образе ибиса, крокодила или сокола,
ибо в эти конкретные образы просто не вмещалось представление о таинственном,
грозном и всемогущем едином Боге.
Обычно признают, что история о золотом тельце связана с древним культом
египетского бога Аписа. На самом деле поклонение быку не было рождено в Египте:
у вавилонцев известен бог Мардук, в Сирии – бог грозы Хадад, у арамейцев в
западном Иордане – бог урагана и дождя Рамман; все эти божества воплощались в
образе священного быка.
Однако было бы слишком просто сводить к религиозным символам те изображения,
которые мы встречаем в храме Соломона, и рассматривать изображения быка как
отголосок ранних египетских концепций Бога. Не существует связей между
мифологическим быком и самым примитивным монотеистическим Богом.
Даже тот факт, что бык и лев могут выступать в качестве тотемных образов в том
или ином клане, вовсе не свидетельствует о том, что при любых обстоятельствах
образы животных использовались для воплощения абстрактных или эстетических
представлений, например могущества. Они прежде всего относятся к тотемным
животным.
Венецианский лев определенно не говорит о том, что венецианцы поклонялись льву
как местному божеству в некий более ранний период. Было бы неверно
характеризовать поколения, которые создали законы Хаммурапи и гимн Эхнатону,
как примитивные по своим религиозным воззрениям.
В их любопытных символах скорее можно увидеть очень сложную и даже неловкую
попытку нащупать свой путь познания загадочного мира. Новизна в
монотеистической системе как раз и заключалась в том, что Бог не выступал в
каком-либо конкретном образе, изготовленном человеком из дерева или камня.
Поклонение божеству, воплощенному материально, означало вероотступничество.
Именно этот грех совершил Иеровоам: он спасся бегством в Египет еще до
воцарения Соломона, просто для того, чтобы захватить трон после смерти
последнего, а затем установил золотых тельцов в Дане и Вефиле, чтобы закрепить
за собой царство, вернее, его часть – израильскую, и не допустить, чтобы
подданные ходили на поклонение в Иерусалим. Этим он ввел в тяжкий грех и свой
народ.
В Библии вероотступничество так и называется: «грех Иеровоама» или «путь
Иеровоама».
Из сказанного следует, что в храме Иерусалима быкам никогда не поклонялись ни
как символам Бога, ни как существам, наделенным магическими силами, более того,
не существовало культа, аналогичного поклонению египетским богам, которое могло
тайно существовать в народе. Напротив, во всем, что касалось религии, народ,
«воспитанный» подлинным Богом, по отношению к Египту был настроен
антагонистично. Как мы увидим позже, распространение египетского влияния на
еврейский народ началось со времен Соломона.
В политеистическом северном Ханаане были совершенно иные условия. В течение
столетий здесь велась более интенсивная торговля с Египтом, в храме Библоса
хранился алавастр – сосудец для хранения ароматных составов, который правитель
Египта отправил городскому богу. Можно также заметить отчетливое влияние
египетской храмовой архитектуры, которое наряду с вавилонским и отчасти
хеттским оказало опосредованное влияние на архитектуру храма Соломона
|
|