|
господства Египта население Ханаана, похоже, тяготело к
вавилонской культуре. Обнаруженные в Тель-эль-Амарне сообщения, посылавшиеся
фараону Аменхотепу IV правителями городов и командующими войсками в Палестине и
Сирии (а также из Малой Азии и даже Кипра), написаны примерно за 150 лет до
иммиграции израильтян в Ханаан вавилонской клинописью. Исключения
немногочисленны (порядка трех из 350 записей).
Даже относительно поздние надписи из архива хеттских правителей могущественной,
хотя и существовавшей недолго империи с главным городом Хаттцсой (современный
Богазкей в Анатолии), распространивших свое владычество на ряд местностей,
прежде всего на север Сирии, и оказывавших значительное воздействие на
Палестину, написаны вавилонской клинописью. Об их контактах с израильтянами
свидетельствует библейский рассказ о том, как Авраам купил землю для погребения
своей жены Сарры в Хевроне у хеттов (Быт., 23: 4, 15 – 18). Другой персонаж,
Исав, женился на хеттской девушке, которая, несмотря на свое огромное богатство,
считалась чужеземкой (Быт., 4: 23, 26, 34 – 35).
Традиционно язык и письменность являются лучшими культурными ориентирами для
понимания особенностей страны. Поэтому заметим, что развалины храмов и мест
поклонения, обнаруженные во время раскопок египетских укрепленных поселений в
Палестине, таких как Беф-Сан, Газер или Мегиддо, еще не свидетельствуют о
преобладающем культурном влиянии Египта.
Несмотря на то что израильтяне еще не обладали такой же высокоразвитой
культурой, они принесли в Ханаан свой собственный язык, возможно, даже свое
собственное письмо и, главное, совершенно особую религию.
Оба государства, превосходившие по величию и богатству все другие государства
Средиземноморья Ближнего Востока, оказывали огромное влияние ходе создания
единого Израильского государства. Вместе с тем большинство населения было
склонно отдать предпочтение Египту. Исход воспринимался как огромный рывок в их
политической и, следовательно, религиозной истории, хотя это была любовь,
соединявшаяся со страхом.
Рассказы о патриархах и происхождении нации, завораживающие подробности их
маленьких радостей и огорчений, все образы их героического прошлого и скромные
деяния неизменно связывались с Египтом. Они всегда думали о Египте как о
благословенной земле, где они прожили счастливые годы. И когда на них
обрушились невзгоды, надежда на великое спасение вела их дальше в огромный мир,
туда, где им приходилось уже рассчитывать только на себя.
С точки зрения психологии вполне вероятно, что воображение людей сохраняет
простое и упрощает сложное, поэтому даже сильные чувства должны представать в
легкой, понятной, конкретной форме. Все истории и легенды, связанные с Египтом,
построены на антитезе черного и белого, искренне и простодушно в них
преподносятся картины страха и любви, ненависти и радости, гнева и торжества. И
именно они говорят о том, что жизнь в Египте была необычайно богата
переживаниями.
Отчаяние, испытанное после сытой жизни в Египте, привело к накалу страстей, в
которых соединились отвращение и привязанность. Именно эти противоположные
чувства проявились и в законодательстве, где явственно ощущается влияние
Египта: «Не гнушайся египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его» (Втор.,
23: 7) и в то же время: «Не соглашайся с ним и не слушай его, и да не пощадит
его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его» (Втор., 13: 8).
В текстах, относящихся к периоду Судей, правлению Самуила, Саула и Давида,
ничего не говорится о каких-либо политических или экономических отношениях с
Египтом, хотя в то же время связи, существовавшие с Сирией (Финикией),
обозначены.
Следовательно, установленные Соломоном новые отношения с Египтом казались его
современникам удивительным политическим поворотом. Он стал возможен только
потому, что историческое сознание нации победило его внутреннее сопротивление.
С этого времени Египет оставался тесно связанным с политической и экономической
жизнью Израиля. Но в высказываниях Исаака и Иеремии, несмотря на политические
требования времени, мы отчетливо ощущаем прежнее двойственное отношение к «дому
рабства».
Столь эмоциональные описания исторических обстоятельств сохранили живую
реальность. Но отношение к Египту было лишь одним, и притом достаточно
субъективным, фактором. Вторым, более объективным, фактором было положение
государства на Ниле во времена первых израильских правителей.
Если сравнить тысячелетнее величие Египта с рассматриваемым периодом, то
очевидно, что его влияние в регионе значительно ослабло. За власть сражались
две партии: фиванские жрецы бога Амона – с одной стороны и ливийская военная
клика – с другой. Ливийцы представляли собой решительную нацию, чья военная
мощь постепенно росла. Вместе с другими средиземноморскими народами, которые
вторглись в Африку, они были в армии лучшими наемниками. Позже их нанимали
Давид и, возможно, Соломон.
Вначале победу одерживали жрецы. Верховный жрец Херихор свергнул династию
потомков Рамзеса и провозгласил себя правителем Верхнего Египта. Однако
одновременно Несубанебджед захватил власть в Нижнем Египте, и впервые более чем
за 2000-летнюю историю Египта его единство было разрушено. Но только при втором
преемнике Херихора, Пайносеме, женившемся на дочери правителя Нижнего Египта,
оба царства снова объединились. Его внучка стала женой Соломона.
Но к 945 году до н. э., то есть к концу правления Соломона, ливийская партия
вновь так окрепла, что смогла привести к власти энергичного Сусакима в качестве
первого фараона новой династии, который устремил свой взор на Запад, поддержав
политических противников Соломона, ратовавших за разделение еврейского
государства. И вскоре
|
|