|
исхождение фольклорного произведения именно
потому, что оно не является созданием конкретного человека, а формируется в
ходе длительного коллективного творческого процесса теми, кто ощущает себя
частью некой общности.
Со временем стало понятно, что в Библии отразились и стадии развития
религиозной системы иудаизма. Сказанное выше подтверждает, что здесь идет речь
не о переходе от язычества к монотеизму, а говорится лишь о развитии самого
монотеизма. Но и он развивался далеко не последовательно. История становления
иудаизма представляет собой сложный процесс по освобождению монотеистического
сознания от элементов язычества.
Чтобы выразить свое отношение к единому Богу, в библейские времена
использовался язык, в огромной степени насыщенный языческими образами, в том
числе и самим Давидом: «пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие
Его; только бы в руки человеческие не впасть мне» (2 Цар., 24: 14). Значение
фразы очевидно, несмотря на скрытую метафору: лучше обратиться к непостижимому,
нетелесному, грозному Богу, чем претерпеть предлагаемые Гадом невзгоды для кары
страны: голода, чумы, преследований.
Но когда упоминается трон Господень на небесах или пребывание Господа в Храме
Соломона, различие между монотеистической и языческой формами выражения
становится менее заметным и, следовательно, более опасным, поскольку последняя
гораздо лучше приспособлена для уровня развития людей того времени.
В подобных случаях опасны искажения, следует понять, что тогда, как и сейчас,
верующий монотеист с помощью слов обозначал то, что не имело имени и выраженной
формы. В то же время он стремился отразить и свои представления о мире.
Когда Соломон после завершения строительства храма в своей речи, очень
своеобразной, парадоксально вопросил: «Возможно ли, чтобы в этом небольшом
помещении находился всемогущий Бог?» – тогда стала ясна особенность
монотеистического взгляда на мир.
Храм, культ, жертвенные ритуалы также пользовались языком символов. На
протяжении всего периода античности люди обращались к божествам как к себе
подобным. Но к невидимому Богу надо было обращаться на особом языке, которым
еще надо было овладеть. Именно этот язык имели в виду пророки, когда требовали
жертв, объявляя их частью культа. В зависимости от того, что доминировало,
язычество или монотеизм в этом превалирует.
Язык монотеистических верований предполагал использование языческих понятий, и
прежде всего для совершения жертвоприношений, для высказывания своих просьб и
защиты от сил зла. Но человек, верующий в единого Бога, всегда опасается
скрытого смысла слов, стремясь к точности их значения. Использовавшаяся в Храме
Соломона ритуальная лексика имела параллели в язычестве исключительно потому,
что Соломон осознавал их необходимость. Стремясь избежать опасности религиозных
столкновений, он проявлял мудрую терпимость к языческому культу и даже
воздвигал капища около Иерусалима.
Глава 5
ДРАМАТИЧНОЕ НАЧАЛО
Как только Соломон, которому едва исполнилось двадцать, был провозглашен царем,
последовала такая вереница событий, что обычно скупые записи в хрониках резко
умножились. Они предоставляют в наше распоряжение множество подробностей,
иногда, правда, противоречащих друг другу.
Когда царю Давиду перевалило за семьдесят, его здоровье резко ухудшилось.
Однако еще сохранявшийся авторитет и имевшаяся в его распоряжении военная мощь
привели к тому, что даже в его достаточно большом и разнородном государстве он
смог отдавать распоряжения, которым не осмеливался противостоять ни один, даже
самый влиятельный, человек при дворе. Вот почему сразу же после прихода к
власти наследника вспыхнуло давно зревшее сопротивление, участники которого
преследовали цель захватить трон.
После трагической смерти Авессалома Адония оказался старшим из оставшихся в
живых сыновей царя и рассматривался как его прямой наследник.
Даже внешне Адония напоминал Авессалома, незабываемого, ибо «вкрадывался
Авессалом в сердце Израильтян» (2 Цар., 15: 6). Хотя он и унизил Давида, тот не
мог смириться со смертью Авессалома.
Как и Авессалом, Адония окружил себя личной гвардией, состоявшей из 50 мужчин,
вооруженных самым новым оружием – колесницами, а также специально обученными
военными лошадьми. Вероятно, наличие подобного эскорта было привилегией
наследного принца. Но разработанного закона о престолонаследии и соответственно
о привилегиях, как об этом свидетельствуют исторические события, в то время не
существовало.
Когда сын царя проносился по городу и по стране со своим эскортом, это
производило внушительное впечатление. Возможно, поэтому такие подробности были
отмечены как в описании Адонии, так и в истории Авессалома. Напомним: во
времена Судей, и даже при Сауле, важнейшим критерием могущества властителя было
количество ослов и скота, которыми он обладал. Следовательно, не только во
время войны, но и в мирное время правитель должен бы выступать во всем блеске
своей силы и величия.
Известно, что Давид с готовностью признал право на личную охрану и у Адонии, и
у Авессалома, практически узаконив такой порядок. Вместе с тем в Третьей книге
Царств (одной из ранних частей Ветхого Завета) звучит недовольство священников:
ведь это практически означало согласие царя с тем, что его преемником станет
Адония.
Не удалось Давиду избежать осуждения и за несчастную судьбу своего второго
сына, поскольку и чрезмерная снисходительность часто приводит к несчастьям.
Трагичность судьбы царя Давида объяснялась и тем, что каждым раз, когда он
намеревался совершить благой поступок, он сопровождался насилием, и добро
превращалось во зло.
Похоже, Адония не был таким инициативным и настойчивым, как Авессалом, который
много лет вынашивал пла
|
|