|
сь на
битву с филистимлянами, то взяли с собой ковчег. В плену он пробыл 7 месяцев. И
только когда на филистимлян напали невзгоды, ковчег был перенесен в небольшое
селение Кириафиарим, позже Давид торжественно перенес святыню в новый
религиозный центр в Иерусалиме.
По дороге, идущей на север вдоль гор, из Си-лома можно добраться до двух
близко расположенных горных цепей – Гевал и Гаризим, где, согласно Библии,
Иисус произносил свои благословения и проклятия, где Моисей столь драматично
явил свои законы народу, расположившемуся двумя лагерями перед горами.
Как раз за горами находится Сихем – древняя столица страны племени Ефрема. Они
хвастались, что принесли в это место останки своего предка Иосифа и похоронили
их в центре страны. За пятьдесят лет до этого события Самуил предпринял первую
попытку основать израильское государство: сын Гидеона Авимелех, чьей матерью
была ханаанская женщина из Сихема, провозгласил себя правителем северных племен
и оставался им несколько лет.
К этому же месту сразу после смерти Соломона направился Иеровоам, чтобы
получить поддержку северных племен, и здесь роковым образом разделилось царство,
тут оставалась столица Северного царства, пока правитель Омри не перестроил
небольшой город Самарию, расположенный на этой же горной дороге еще севернее,
превратив его в свою резиденцию.
За Самарией горы постепенно становятся ниже, и наконец начинается равнина,
которая постепенно соединялась с другой, более широкой долиной, тянувшейся
вдоль всего побережья с юга. Цепь холмов Эфраима делит ее на две части, вплоть
до Средиземного моря, а там превращается в гряду Кармель – самый величественный
горный массив в Палестине. С незапамятных времен он считался символом красоты,
казался более загадочным и таинственным, чем священные горы Ливана.
Спустя сотни лет после Соломонова царствования лесистые горы Кармеля стали
убежищем пророка Илии, с которым народ связывал самые заветные желания мира и
покоя. В середине горного перевала находится узкая, похожая на пролом щель,
соединяющая центральную и северную части Палестины и, следовательно,
пространство между Нилом и Евфратом. Тот, кто контролировал этот проход, тот и
владел страной. Рядом располагаются древние крепости, такие как Таанах, где
нашли предметы, датируемые серединой 3-го тысячелетия до н. э., но только в
культурном слое, относящемся к 1-му тысячелетию до н. э., обнаружены
свидетельства присутствия в этих местах евреев.
Еще более важным пунктом был город Мегиддо. Еще до Исхода евреев Тутмос III
одержал здесь победу в 1479 году до н. э., распространив свою власть на весь
Ближний Восток. Примерно через 300 лет у Мегиддо состоялась решающая битва с
хананеями, во время которой впервые объединились израильские племена под
вдохновляющим руководством пророчицы Деборы, давшей импульс для формирования их
национального самосознания.
С этого времени Мегиддо оставался израильским (за исключением короткого
периода власти филистимлян), пока однажды египетскому фараону Нехо II не
удалось одержать здесь победу над Иосией в 610 году до н. э., за несколько лет
до гибели древнего еврейского государства. Поэтому как его расцвет, так и
падение связывали с Мегиддо. За горным перевалом, проход через который запирал
этот город, простиралось плодородное плато Израиль, названное по расположенной
в небольшом селении зимней резиденции израильских правителей. С военной точки
зрения оно было необычайно хорошо приспособлено для собирания войск. В
восточной части, недалеко от долины Иордана, перед горами Ефремовыми,
поднимается гора Гилбоа. Именно здесь весной судья Гидеон разбил мидянские
племена, пришедшие с востока примерно за тридцать лет до победы Деборы и
защитившие территорию к западу от Иордана от нападения с востока.
Но Гилбоа также связана с болезненными воспоминаниями о поражении и смерти
правителя Саула во время битвы с филистимлянами. К востоку от Гилбоа находится
город Беф-Сан, где был обезглавлен Саул. В этом месте, расположенном на
пересечении важнейших путей еще в доисторические времена, как о том
свидетельствуют раскопки, постоянно располагался египетский гарнизон. Крепость
оставалась в руках хананеев, даже после того как здесь поселилось племя
Манассии.
Самая северная и самая высокая часть Палестины, Галилея, граничит с самой
дальней частью долины Израиль. Первоначально отдельные остроконечные вершины и
горные хребты достигают здесь значительной высоты, такие как гора Фавор,
упоминаемая в битве Деборы, и противоположны на востоке горам, окружающим
Назарет – город, ставший впоследствии священным: именно здесь родился Христос.
За этими горами располагается долина, находящаяся на той же самой широте, что
и северный берег Галилейского моря. За ними поднимается высокое плато Верхней
Галилеи со своими реками и живописными долинами. Отсюда открывается
великолепный вид на покрытые снегом вершины Ливана и Ермона. Они являются
самыми высокими точками Галилеи.
Во времена Давида и Соломона занятая Израилем территория простиралась до
Ливана и горы Ермон. Племя Дана оставило свои первые поселения, расположенные в
Иудейских горах, и переместилось к истокам Иордана (Суд., 18), где основало
город Дан со специальным святилищем для всех галилейских племен. Этот город
лежал на кратчайшем торговом пути из финикийских портов Тира и Сидона, ведущем
через перевал Ермон в Дамаск. Во времена Давида город находился под контролем
Израиля, хотя, возможно, только в виде племенной зависимости, поскольку затем
был отторгнут как территориальная собственность Израиля.
В долине, лежащей вдоль Средиземноморского побережья, обитали в собственных
жилищах филистимляне и хананеи. Их территория примыкала к Израилю, и после
образования царства Давида они были постепенно поглощены.
Но в развитии единого израильского государства прибрежные долины, которые в
|
|