|
велел обрить каждому посланнику половину бороды и
обрезать одежду до чресел. Одновременно были приведены в готовность войска и
призваны наемники из Сирии.
Теперь Давиду не оставалось ничего другого, как пойти против аммонитян и
небольших арамейских государств, выступивших как их союзники. После серьезных
испытаний арамейцы потерпели окончательное поражение. Вторая армия под
командованием Иоава в то же самое время осадила Равву. Давид вошел в покоренный
город и привез в Иерусалим драгоценную царскую корону и богатую добычу.
Для Давида осада этого города имела особое значение. Когда хеттянин Урия, один
из военачальников в армии Давида, принял участие в осаде города вместе с Иоавом,
Давид оставался в Иерусалиме, охваченный страстью к Вирсавии, жене Урии.
Возникла трагическая ситуация, хотя оба мужчины сохраняли по договоренности
все в тайне. Когда Давид узнал, что Вирсавия забеременела от него, чтобы скрыть
это, приказал Урии отправиться в отпуск домой. Обеспокоенный судьбой
государства, Урия отказался покинуть казармы ради комфорта и покоя в своем доме.
Чтобы страсть к жене не овладела им, вечером Урия напился.
Давид понимал, что, войдя к жене, Урия нанесет оскорбление ему, царю, а этого
верный слуга себе позволить не имеет права. Поэтому Урии не оставалось ничего
другого, как принести в жертву свое чувство, чтобы не мешать любящим. Давид же
понимал, что в этих обстоятельствах Вирсавии нужно было обязательно найти мужа.
Вот почему Давид совершенно хладнокровно решил теперь отправить Урию обратно
на театр военных действий с письмом к Иоаву, где приказывал организовать
«героическую смерть хетта в бою». Давид никогда не испытывал чувства вины по
отношению ни к Урии, ни к Вирсавии (которая искренне оплакивала своего мужа),
как, впрочем, и за смерть первого ребенка Вирсавии. Не переживал он и по поводу
рождения последнего ребенка от своего с ней союза – Соломона.
После поражения Аннона Давиду не оставалось ничего другого, как нанести
поражение Едому, чтобы укрепить свое царство. И аммонитяне были жестоко
подавлены. На протяжении всего периода царств они больше не осмеливались
нападать на Израиль, не заручившись соответствующей поддержкой. Заключая союзы
с моавитянами или идумеянами, аммонитяне причиняли большие неприятности
последним правителям Иудеи.
В 586 году до н. э. правитель аммонитян Ваал приказал убить наместника Иудеи
Гедалии. На ход развития еврейской истории они не оказали существенного влияния.
Когда император Траян создал в 106 году н. э. провинцию Аравия, аммонитян
окончательно поглотили другие народы, в основном арабы. От них сохранилось
только название города Амман – современной столицы Иорданского королевства.
В торговой политике Соломона эти территории играли важную роль, поскольку
являлись перевалочным пунктом на торговом пути из Иерусалима в Дамаск и далее в
Пальмиру и Фапсак. Возможно, поэтому Соломон разрешил им поклоняться главному
аммонитянскому божеству Милхому, и даже устроил для него капище около
Иерусалима, рядом с моавитянским божеством. Интересен тот факт, что после
Соломона на престол взошел его сын от брака с аммонитянкой.
Мы рассказали о государствах и народах, населявших тот район, где происходило
формирование еврейской нации и где родилась цивилизация, которой было суждено
испытать различные влияния, пережить катаклизмы и сохранить на протяжениимногих
столетий культурные и духовные ценности, которые были накоплены за всю историю
их существования. Эта маленькая страна, с ее незначительным по численности
населением, ничем не выделялась среди других стран и народов. Но в тех
особенных отношениях, которые связывали страну и ее народ, и заключалась та
особая сила, благодаря которой удалось выполнить свою непростую духовную миссию.
Глава 3
ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ: ПРОБЛЕМЫ
Трудно найти страну, где такой малочисленный народ, как израильский, во время
первых правителей еще не ставший целостностью, смог бы сформироваться в единую
нацию и развить свою культуру на территории, столь мало подходящей для этих
целей, как Палестина.
Палестина представляла собой большое разнообразие в отношении почв, климата,
системы ирригации и культуры землепользования. Однако подобные препятствия
можно было легко преодолеть, если бы существовал естественный и общий
транспортный путь, соединявший различные регионы страны.
Но хотя река Иордан и пересекала всю страну с севера на юг, перепады между ее
отдельными частями оказывались значительными. Кроме того, она была не такой
судоходной, как Нил или Евфрат. Иордан стремительно бежал прямо в зловещее
Мертвое море – самое низкое место на поверхности Земли, куда несли свои воды
реки, но откуда ничего не вытекало.
Палестина в X веке до н. э.
Река напоминала вещь в себе, хранила свои собственные тайны. Ее берега
оказывались пологими только на очень коротком промежутке между ее источником в
Хермоне до образованного ею первого небольшого озерца Мером. Потом, правда, оно
превратилось в болото, куда и впадал сам Иордан.
Пробившись далее сквозь базальтовые скалы, он в виде водопада прорывался к
спокойному, чистому Галилейскому морю (Генисаретскому озеру, Тивериадскому
морю), богатому рыбой. По соседству было множество горячих источников – живых
свидетелей древних вулканических землетрясений. Отсюда река на большем
протяжении своего пути практически пробивалась между крутыми известняковыми
берегами – отличительной черте почв почти всей Палестины.
Река бежала вдоль крутых берегов, петляла среди небольших болотистых островов,
а на участках наиболее стремител
|
|