|
Ранн, или через Саураштру. Путь через Саураштру был,
по-видимому, для
раджпутов главным, когда они пришли в Индию. Тесные контакты синдхов,
гуджаратцев и
жителей Раджастхана, которые были весьма тесными в средние века, несмотря на
без-
дорожье и пыльные бури пустынь, доказывают, что нельзя игнорировать вероятность
еще
более тесных контактов и даже массовых переселений в более ранние времена,
когда,
возможно, и климат здесь был добрее к людям, и пустыня не так велика, как
теперь.
Определенно можно сказать — в исторических судьбах раджпутов, гуджаратцев и
народов
Пакистана не меньше общего, чем у раджпутов с населением Хиндустана и
пригималайских
районов Северной Индии.
Изучение этнических контактов всего этого огромного ареала сопряжено с большими
трудностями объективного характера. Прежде всего сказывается недостаток
источников;
особенно это относится к письменным документам древней эпохи, к археологическим
и
палеоантропологическим материалам. Исследования основываются преимущественно на
данных памятников литературы и эпиграфики и на лингвистических данных. Контакты
между
разными народами, носителями разных языков, оставляют следы в этих языках —
заимствованные слова прежде всего, поэтому лингвистические исследования
оказываются
очень информативными для науки, которая называется этническая история.
Проблема происхождения раджпутов обсуждается в науке со времен появления книги
Дж.
Тода, упоминаемой нами выше, в тридцатых годах девятнадцатого века. За многие
десятилетия сложилось несколько точек зрения на этот предмет, и главные из них
суть
следующие:
1) раджпуты сложились на основе пришлых сакских и эфталитских племен,
ассимилированных местным индуизированным населением. Этой гипотезы
придерживаются
большинство западно-европейских и отечественных исследователей;
2) раджпуты всегда жили на территории современного Раджастхана; это вообще
просто
изменившиеся со временем кшатрии. Этого мнения держатся практически все
индийские
авторы и немногие иностранные. Мне эта «патриотическая» теория представляется
необоснованно упрощенной. Разумно, по-видимому, исходить из компромиссного
предположения, что раджпуты являются потомками неких пришлых этнических групп,
впоследствии индуи-зированных, а также индуцированных местных племен и древних
ведических кшатриев. Но посмотрим на аргументы исследователей.
Джеймс Тод выдвинул предположение о прямом генетическом родстве раджпутов со
скифами-саками (шаками). Родственных раджпутам джатов он считал прямыми
потомками
готов. Дж. Тод не признавал традиционных претензий раджпутов на кшатрийское
происхождение. Однозначно считая их потомками иноземных народов, он видел в
традициях,
религиозных особенностях и социальных институтах раджпутов прямые аналогии с
традициями, религиозными представлениями и обычаями древних германцев и других
древних европейских народов. При этом он обнаруживает удивительное постоянство
в
отстаивании своей гипотезы, во всем видя ее торжество. Он пишет: «Сходство
религиозных
обычаев дает нам более сильные доказательства исконного единства, чем даже язык.
Язык
постоянно изменяется — так же, как и привычки; но уже забытый обычай или обряд,
прослеженный до своего истока, или обычай, сохраняющийся, несмотря на климат, —
это
свидетельство, которое нелегко проигнорировать. И если Гацит сообщает нам, что
первым
делом, которое представитель германского племени совершал по утрам после
пробуждения,
было омовение (обливание водой), то надо полагать, что обычай этот родился не в
холодном
климате Германии, а должен иметь восточное происхождение; то же можно сказать и
о
свободных одеждах и длинных ниспадающих волосах, завязанных узлом на макушке...
Они
(германцы) сами считали, что имеют азиатское происхождение» (79, 1, 55). Точно
также он
отыскивал и фиксировал обычаи и другие черты культуры раджпутов, которые
свидетельствовали бы об их неинд
|
|