|
вались книгой по-настоящему, потому что книга считается историческим
исследованием,
да еще только по Раджастхану. Но лишь вчитавшись в этот странный и изумительный
текст,
привыкнув к нему, можно увидеть красоту этой большой книги, написанной
чрезвычайно талант-
ливым человеком, большим знатоком реалий индийской жизни и культуры. Я
посчитала
возможным так подробно остановиться на этой библиографической справке, видя
настоятельную
необходимость хоть в какой-то мере реабилитировать «Анналы и древности
Раджастхана» в
глазах если не историков, то этнографов непременно — научный и человеческий
подвиг Джеймса
Тода должен быть оценен по достоинству. Тем более что в свое время и я с
предубеждением
взялась за это чтение и «продиралась» через первые страницы, по необходимости
проявляя волю.
Но теперь я знаю, что у великой культуры раджпутов есть надежный предстоятель
перед временем
и забвением — удивительная книга Дж. Тода!
ГЛАВА I
НАЧАЛО
РАДЖПУТСКОЙ ИСТОРИИ.
ПРИРОДА РАДЖПУТСКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РАДЖПУТОВ
Слово «раджпут» (в североиндийских языках оно произносится с ударением на
первом слоге, а
мы привычно говорим с ударением на втором) имеет древнее происхождение. В
ведической
литературе оно имело форму «рад-жанья», что означало буквально «царский». Это
было обычное
слово для обозначения человека, принадлежавшего к царской фамилии. Считается,
что все они
были по определению представители варны кшатриев и называются поэтому то
раджанья, то
кшатрии. А слово «раджапутра», буквально «сын царя, сын раджи» вошло в обиход
уже в период
раннего средневековья и скоро приняло вид «раджпут». Таким образом,
выстраивается
семантический ряд «раджанья — кшатрии — раджпут». Эти названия могли отражать
изменения от
древней ведической системы администрирования к типу правления, более похожему
на
феодальный, когда наследственная аристократия заменила собою состоявших на
службе
правителя и государства кшатриев. И в условиях всепронизывающей кастовой
системы раджпуты
оказались «воинской кастой, осуществляющей функции защиты и управления». Тем не
менее
историческая преемственность между теми и другими не выглядит очевидной; тем
более
проблематичной и недоказуемой является теория о кровном родстве кшатриев и
раджпутов.
Этническая история раджпутов — это богатая событиями история этнокультурных
контактов
между Центральной и Южной Азией, Передней и Средней Азией и Северной Индией.
Они
появились в Индии как переселенцы и завоеватели. Обычно едва ли не единственным
путем
проникновения в Индию с запада по суше считается тот, что ведет через
Хайберский проход и
современный Панджаб. Это путь, которым, как доказано, пришли в Индию арии. Этим
же
маршрутом неоднократно воспользовались мусульманские завоеватели — персидские,
афганские,
тюркоязычные из Средней Азии. Поэтому складывается впечатление, что это был
единственный
путь для переселенцев и завоевателей в страну, заботливо охраняемую со всех
сторон
всевозможными ландшафтными препятствиями — Гималаями, пустыней, морями и
океаном. Тем
не менее существует еще один путь сравнительно беспрепятственного проникновения
в страну,
через которую прокатились волны грандиозных миграций. Он идет через Синд
(долину р. Инд),
Гуджарат и пустынные районы Раджастхана в Мальву и далее в долины Северной
Индии (т.
е. в междуречье рек Ганга и Джамна) или на Декан, в Южную Индию. Это так
называемый
путь через Качский
|
|