Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Индии :: Е.Н.УСПЕНСКАЯ - РАДЖПУТЫ РЫЦАРИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 257
 <<-
 
, и сам осознает это. На то,
 чгобы не 
нарушить сакральный характер воинского служения, и направлен весь раджпутский 
ритуал, 
культовый и бытовой. В специфических условиях индуизма вся жизнь воина — ритуал 
жертвенного 
служения. «Раджпута» — это особенности ритуализованного пути воина, те традиции,
 которые 
хранят его сакральные качества и в бою, и в быту. Общество должно видеть, что 
раджпут 
выполняет свою дхарму и свою «раджпути», и правильная жизнь раджпута должна 
быть заметной 
и яркой, а иногда даже эпатирующей профанов. Отсюда внимание раджпутов к 
внешним 
проявлениям своего особого положения, подчеркнутая торжественность и 
красочность обихода. 
Индийский воин выполняет свой долг лучше всего и полнее всего тогда, когда он 
участвует в 
битве. Битва для раджпута — это участие в жертвоприношении богам. Расставание 
со своим 
телом в битве есть закон для всякого кшатрия. Отдать жизнь в битве — высшая 
жертва, какую 
раджпут может принести, выполняя свою дхарму. Гибель воина во время битвы — 
полное 
выполнение им своего доу\га и гарантия, что он достигнет спасения. 
Апофеозом жертвенности раджпутов считается «шака», последняя великая 
битва-жертва в 
раджпутском понимании истинных ценностей. В ней особенно явственно проявлялся 
сакральный 
характер воинского служения. Такая битва чаще всего происходила одновременно с 
джаухаром 
женщин клана. Считалось, что в битве шака раджпут должен обязательно погибнуть: 
в бою или 
через самоубийство; а иначе он опозорит свою «раджпути». В военном отношении 
битва «шака» 
ничего уже не могла определить, но в системе символов раджпутской воинской 
культуры она 
занимает очень заметное место. Та сторона в битве, что вышла в шафрановых 
одеждах, по 
определению не могла воспользоваться плодами своей победы, буде такая случится; 
но и 
противники должны были понимать, что нельзя с легким сердцем присваивать то, за 
что заплачена 
столь высокая цена. Земля и крепость, за которую клан принес жертву в джаухаре 
и шака, должны 
были, по традиционным раджпутским понятиям, остаться за жертвенным кланом, и, 
когда 
подрастут наследники, новое поколение клана войдет в силу, они смогут 
восстановить 
справедливость. Поэтому в отчаянной ситуации клан принимал все меры к тому, 
чтобы сохранить 
детей-наследников в правящем клане и по возможности вообще детей клана. 
Когда раджпуту предстояло решающее отражение, во время которого он должен был 
погибнуть, 
он совершал ритуальное омовение, наносил на тело красной пастой знаки «чакра» и 
«санкха» и 
надевал одежду священного в индуизме шафранового цвета и особый головной убор — 
корону 
«мор» («павлин»), которая представляет собой украшенный драгоценностями тюрбан. 
Лишь 
дважды в жизни он имел право на такую корону — во время свадебной церемонии и в 
последнем, 
отчаянном бою, и то лишь тогда, когда все женщины клана погибли в жертвенном 
огне джаухара. В 
этом последнем случае надевание короны символизировало обручение и единение 
воинов- 
смертников с небесными девами Апсарами. 
. Здесь имеется в виду обязанность раджпута помогать и битве своим родичам. 

Одежда шафранового цвета в индийской культуре обычно соотносится с 
представителями 
аскетических сообществ. Раджпутский воин в такой одежде выступает как 
жертвующий своей 
жизнью ради долга аскет. Но, по-видимому, такое оформление ритуала последнего 
жертвоприношения раджпутского воинства появилось позднее XIII в. — более ранние 
источники 
описывают воина-смертника иначе. Он действительно выглядит как шиваитский аскет 
— с 
всклокоченными волосами на голове, посыпанный пеплом, и вооружен в том числе 
железным 
трезубцем и боевым топором. Может быть, и скорее в
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 257
 <<-