|
уке
лопнула или перерезана, или упавший с колесницы. Раненого должно отправлять
домой или
показать врачу в доме победителя. Когда, вследствие спора между благородными,
доблестный
воин попадает в плен, его раны надо вылечить, а после этого отпустить пленного
домой. Это
вечная безусловная обязанность кшатрия. Сам Ману, сын Брахмана, говорил, что
битва должна
быть честной. Раджа никогда не должен желать завоевать чужую землю негодными
средствами,
даже если такое завоевание сделает его властелином всей земли. Есть ли царь,
который сможет
радоваться жизни, если он победил негодным способом? Победа, запятнанная
бесчестьем, никогда
не будет дорогой на небеса. Такая победа ослабляет и раджу, и землю. Воин,
потерявший
оружие или молящий о пощаде, говоря "я твой", или со сложенными руками
(кританджали), или
отбросивший оружие, — должен быть взят в плен, но никогда не убит. Юдхиштхира
отвечал: О
Господин, на свете нет более грешных деяний, чем деяния кшатриев. В походе или
в битве раджа
лишает жизни множество людей. Каким же образом может раджа затем достичь
райских кущ? О
бык среди потомков Бхараты, скажи мне это, всезнающий, мне, желающему знать
ответ! Бхишма
отвечал: Карая грешников, преданностью добру, жертвоприношениями и дарами раджи
очи-
щаются и становятся безгрешными. Да, верно, желающие победы цари причиняют
страдания
многим существам, но победив, они возвеличиваются. Силой даров, пожертвований и
раскаяния
они снимают с себя грехи, и их заслуги увеличиваются для того, чтобы они могли
делать добро
для всех созданий. Те, кто знает древние писания, не одобряют, когда кшатрий
умирает, не
побывав ни разу раненым. Для кшатрия смерть дома, в постели — недостойна. Они
герои, и
всякий негероический поступок для них — грех, приносящий бесчестье и бесславие..
. Изнуренный
болезнью, распространяющий зловоние от тела и одежд, больной приводит в
отчаяние своих
родных. Стремясь выздороветь, такой человек, устав от мучений, призывает смерть.
Герой же,
имеющий гордость и достоинство, не заслуживает такой бесславной смерти.
Окруженный
родственниками. и убивающий врагов на поле битвы, кшатрий должен погибнуть от
острого меча.
Желая насладиться битвой, преисполненный ярости, герой сражается неистово и не
чувствует ран
на своем теле. Приняв смерть в битве, он получает высшую заслугу... —
оказывается на небесах у
Индры».
Этот отрывок дает понять общую основополагающую идею, которая содержит в себе и
индульгенцию в иных случаях нравственно неприемлемым для индуиста поступкам. В
некоторых
культурах, как известно, воинская доблесть может быть возведена в ранг
религиозного
подвижничества. В целом же идеальное представление о герое-воине, по-видимому,
в различных
культурах и у разных народов вполне универсально.
ДХАРМА РАДЖПУТА И «РАДЖПУТИ»
В культуре рыцарства чрезвычайно важна внешняя сторона. «Храбрость, щедрость,
благородство, о которых мало кто знал, не имели цены. Рыцарь постоянно
стремился к первенству,
славе. — Отсюда внешний блеск рыцарской культуры, ее особое внимание к ритуалу,
атрибутике,
символике цвета, предметов, этикету» (6, 23). В этом же ряду стоит героическая
смерть. В
индийской культуре героической жизни и смерти много своеобразия, которое
проистекает из
религиозных особенностей индуизма: учения о дхарме, теории кармы и понятия о
цикличности
перерождений. Важно понять: индийский герой имеет не только жизнь и тело, с
которыми он может
расстаться в любой момент своего жертвенного пути, «виргати». Гораздо более,
чем о бренном
теле, он должен заботиться о своей вечной душе — частичке Всеобщей души.
Раджпутский герой
имеет сакральные качества, которые признает обществ
|
|