Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Индии :: Е.Н.УСПЕНСКАЯ - РАДЖПУТЫ РЫЦАРИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 257
 <<-
 
оказался, он 
никогда не должен поддаваться страху. Если даже [сердце] его разрывалось бы от 
страха, он не 
должен себя вести, как перепуганный. Ибо при виде царя, терзаемого страхом, все 
разобщается — 
и царство, и войско, а советники отвращают у тебя разум. Одни принимают сторону 
врага, а другие 
и вовсе покидают [своего повелителя]. Иные же, что были прежде унижены, 
пытаются ударить 
снова [на врага]. Те же, однако, которые являются близкими друзьями [царя], 
остаются служить 
ему. И хотя и желают они его благополучия, но будучи бессильны [что-либо 
предпринять], 
оказываются беспомощны, как коровы, у которых телята привязаны... Если ты 
понимаешь это, 
если я говорю верно, то сделай себя суровым и восстань для победы, о Санджая!» 
Сын сказал: 

«Получив поддержку от союзников, я соберусь с силами для обуздания врагов моих 
и достижения 
победы!» Кунти сказала: «Уязвленный стрелами слов своей матери, сын воспрянул, 
словно добрый 
конь, и исполнил все так, как наставляла его мать. Когда царь удручен врагами и 
впал в отчаяние, 
его советник должен рассказывать ему это превосходное, страшное (предание), 
которое 
возбуждает пыл и усиливает внутреннюю мощь." Предание это называется "Джая" 
(Победа). И его 
должен выслушивать всякий, кто желает победить... Это [предание] понуждает 
[женщину] рождать 
мальчиков, оно способно также побудить ее произвести на свет героя. Женщина 
беременная, 
которая повторно слушает [это предание], непременно рождает героя. Ради этого 
женщина- 
кшатрийка и производит на свет сына, воистину отважного, незаурядного в науках, 
незаурядного в 
подвижничестве, незаурядного в смирении и занятого покаянием, блистающего 
брахманским 
величием, чтимого возгласами одобрения; сына лучезарного, одаренного мощью, во 
всем удач- 
ливого, могучего воина, сражающегося на колеснице, дерзновенного и неотразимого 
(в битве), 
всегда побеждающего и непобедимого, карателя нечестивых и покровителя всех 
благочестивых» 
(11, 261~269). Столь длинный отрывок я привела, имея в виду его огромное 
значение для 
воспитания кшатрийско-го-раджпутского духа в воинском сообществе Индии. Даже 
женщины в 
нем действительно постоянно слушают предания и баллады, исторические сочинения, 
читают их 
своим детям, и уже взрослых сыновей и даже мужей продолжают наставлять в их 
ответственности, 
долге и пути дхармы и кармы. 
Позднее, когда стала явной угроза со стороны мусульманских завоевателей, 
оказалось, что от 
кшатриев-раджпутов зависит само существование индуизма как религии в Северной 
Индии. Но 
раджпуты считали эту задачу не единственной. Для них важными были и личная 
честь, и честь 
собственного рода, и защита земли, «соль которой они ели». Они называли свой 
моральный 
кодекс «раджпута». 
Говоря о воинской этике, раджпутские идеологи обычно указывают на отрывок из 
Махабхараты 
(Раджадхарма-анушасана-парва, гл. ХСУ—ХСУ1) (73, 64), где сказано так: «Бхишма 
сказал: 
Кшатрий не должен применять оружие против кшатрия, не облаченного в кольчугу. 
Если враг 
выступает одетым в кольчугу, его противник также должен защитить себя кольчугой.
 Сражаться 
надлежит один на один, и если противник ослабел, оставить его в покое. Если 
кшатрий 
наступает во главе целой армии, то его противник также пусть имеет войско. Если 
враг 
прибегает к хитрости или обману, то необходимо противопоставить ему то же самое.
 Если он 
сражается честно, ему надо оказать доблестное сопротивление. Воин верхом на 
коне не должен 
выступать против воина на колеснице; колесница — на колесницу. Нельзя применять 

отравленные стрелы и стрелы с шипами. Это оружие слабых. Герой должен сражаться 
честно, без 
гнева и желания убивать. Слабый или раненый не должен быть убит, так же, как не 
имеющий 
сына, или тот, чье оружие разбито в бою, или попавший в плен, или тот, чья 
тетива на 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 257
 <<-