|
а отсутствия средств к
существованию, какой смысл тогда будет тебе жить!" Сын сказал: "О моя
безжалостная, гневная
мать, столь враждебно настроенная, сердце твое словно сделано из твердой стали,
выкованной в
подобающей форме! О позор обычаю кшатриев, если ты — словно чужому, — говоришь
мне,
твоему единственному сыну, подобные речи! Коль ты не замечаешь меня, то что за
нужда тебе во
всей земле, какая польза тебе от носимых украшений, какая польза от
удовольствий и даже от
самой жизни?" Мать сказала: "Все начинания мудрых, о сын мой, обусловлены
законом и
выгодой... Сейчас наступило подходящее время, чтобы проявить тебе свою отвагу...
А если тебя
коснется бесчестье, и я из любви не смогу сказать тебе ничего, о Санджая, то
такое чувство мое,
безрассудное и никчемное, назовут любовью ослицы к своему детищу... Кшатрий, о
Санджая,
создан в этом мире для битвы и для победы. Его [обязанность состоит] в делах
жестоких, в
постоянной защите подданных. Побеждает ли он или же гибнет, сраженный, он
достигает царства
Индры. Однако того блаженства, которое обретает кшатрий, подчинив своей власти
врагов, не
существует на небе, в священном обиталище Шакры. Пылая гневом, герой, полный
решимости,
даже потерпев не раз поражение, должен быть готов выступить против врагов с
желанием победить
их. Без того, чтобы пожертвовать собственной жизнью или же сокрушить врагов
своих, каким же
иным способом может быть достигнуто успокоение его душе?"
Сын сказал: "Без казны и без союзников откуда у меня в самом деле может быть
победа?
Сознавая сам столь горестное положение свое, я отвратил мысли свои от царства...
Поэтому, если
ты, о наделенная зрелой мудростью, усматриваешь какое-нибудь подходящее
средство, то скажи
о нем мне подробно, коль я спрашиваю тебя, — и я сделаю все, как ты мне
повелишь". Мать
сказала: "Во всех действиях, о сын мой, достижение успеха всегда неопределенно.
Зная, что успех
неопределенен (люди ученые все же приступают к делам), хотя от них иногда
бывает успех, а
иногда не бывает. Те же, однако, которые не предпринимают никаких действий,
никогда не имеют
успеха. При отсутствии усилий получается только односторонний результат —
отсутствие
успехов... «Это будет" — приняв такое решение, следует постоянно, без колебаний
напрягать
усилия, бодрствовать и проявлять готовность в делах, направленных к преуспеянию.
Выполнив
сначала благоприятствующие обряды, мудрый царь в сообществе с богами и
брахманами вскоре
добивается успехов, о сынок! Богиня счастья поворачивается к нему лицом, как
солнце к востоку...
Привлекай на свою сторону разгневанных, жадных, обессиленных, униженных и
пренебрегаемых
[врагами] и тех, кто из гордости рвется бросить им вызов. Этим способом ты
сможешь разбить
могучие полчища врагов, как мощным порывом стремительно поднявшийся ветер
рассеивает тучи.
Давай им вперед [пищу и жалованье], будь бодрым и деятельным и всегда
сладкоречивым. И они
тогда будут делать угодное тебе и будут тебя ставить во главе. Если враг узнает,
что его
противник готов пренебречь даже жизнью своею, тогда он будет бояться его,
словно змеи,
заползшей в дом его. Если же, зная, что враг отличается силой, его противник не
станет подчинять
его своей власти, тогда он должен расположить его увещеваниями, дарами и
подобными
средствами. Это в конце концов и приведет к подчинению врага. Достижением
передышки во
времени благодаря средствам увещевания обеспечивается рост богатства. А ведь
того, кто
обладает богатством, чтут друзья и ищут у него прибежища. Того же, напротив,
кто лишен
богатства, о сын мой, покидают его друзья и родственники; даже они не ищут у
него
покровительства и презирают такого... В каком бы бедственном положении царь ни
|
|