|
арственной безопасности. Конечно, не
оставлены без
внимания и административные методы управления. В книге сказано, что правитель
имеет три
силы в своем распоряжении: 1) силу знания, т. е. искусство государственного
управления; 2) силу
государя, т. е. силу казны и войска; 3) силу героизма, т. е. доблести царя и
войска. В результате
действия этих факторов может быть достигнута победа.
Считается, что Артхашастра узаконила для кшатриев следующие обязанности:
«учение,
жертвоприношение, раздачу даров, добывание средств к жизни военным делом и
охрану живых
существ» (2, 18). Кшатрий никогда не пользуется тем, чего он не приобрел своей
доблестью. А
помешать царю (тоже кшатрию) в его деятельности, оказывается, могут семь
пороков, в числе
которых женщины, игра в кости, охота, хмельные напитки, грубость в речи,
суровость
применяемых им наказаний и злоупотребление богатством. В идеале было бы хорошо,
если бы
кшатрий исполнил все свои житейские цели и обязанности — изучил Веды, женился,
произвел
потомство, а потом был готов положить свою жизнь в битве. Но участие в битве
предполагает
насилие и даже лишение жизни. Авторитет Бхагавадгиты и всей Махабхараты
освящает путь
воина-кшатрия. Непосредственно связанные с кшатрийской традицией представления
о Раме как
прямом прародителе по крайней мере части раджпутов (тех, кто принадлежит к
Солнечной Линии)
возвышают раджпутов не только в их собственных глазах. Классическая индийская
литература
изобилует описаниями идеального кшатрия, обоснованиями праведности дела кшатрия,
описаниями подвигов доблестных героев при защите брахманов, коров, женщин и
детей. Именно
поэтому версия о преемственности кшатриев и раджпутов совершенно необходима для
психологического комфорта и самого воина, и его окружения, и уж тем более для
объяснений с
непосвященными.
Великий индийский эпос «Махабхарата», т. е. «Великое [сказание о] потомках
Бхараты» состоит
из 18 книг, сформировавшихся в недрах устной традиции в период с начала III тыс.
до н. э. вплоть
до первой половины I тыс. н. э. Эта огромная эпическая поэма считается
энциклопедией индуизма
и древнеиндийской жизни. В ее состав за долгие века формирования вошли основное
сюжетное
повествование и многочисленные вкрапления и дополнения, которые представляют
собой
подлинно художественные произведения о не-героях поэмы, самостоятельные
религиозные и
философские произведения, всякого рода теоретические трактаты и рассуждения по
вопросам
политики, государственного устройства и права, военного искусства и разных
других отраслей
знания. Поэтому индийцы, которые очень высоко ценят свою великую книгу,
почитают ее не только
как исключительно высокохудожественную литературу, но и как законоучительный
трактат,
разъясняющий основные идеи дхармы индуизма. Язык Махабхараты — санскрит. Сюжет
основного
сказания Махабхараты — история соперничества двух родственных ветвей царского
рода —
Кауравов, т. е. сотни сыновей царя Дхритараштры во главе со старшим Дурьодханой,
и их
двоюродных братьев — пятерых Пандавов во главе с Юдхищтхирой. Кауравы воплощают
злое
начало, Пандавы — светлое. Объект соперничества — наследственное царство и
власть в нем.
Сначала оно досталось Пандавам, но их предводитель гОд-хиштхира в безвыходной
ситуации
проиграл его в кости своим братьям-врагам Кауравам. Пандавы провели много лет в
изгнании,
претерпели много лишений и, выполнив целый ряд сложных условий, по уговору
через тринадцать
лет явились требовать свою половину царства назад, но вероломные Кауравы
отказываются
выполнить свою часть условий. Война между двумя сторонами неизбежна. После
ве
|
|