|
ерь варна живет как идея и
помогает индийцам
ориентироваться в огромном море каст. Если иметь в виду это практическое
применение идеи варны
— то, безусловно, раджпуты являются кшатриями, что и говорят индийцы. Этнографы
называют
современную варну кшатриев «группой каст кшатрийского уровня», признавая
высокий престиж
варны как надкастовой статусной категории.
При внимательном рассмотрении оказывается, что раджпутских каст вовсе не так уж
много, а те,
что выглядят таковыми, — на самом деле являются раджпутскими кланами, т. е.
родовыми группами
раджпутской этнической общности. Самый яркий пример, какой я могу привести, —
общность Баруджар,
которую считают раджпутской кастой, но на самом деле это раджпутский клан, в
названии которого, к
тому же, сохранился древний этноним «гуджар»! Вот именно эти этно-кастовые
раджпуты в средние
века, и в эпоху нового времени, а часто и до сих пор, являлись и являются
носителями кшатрийской
воинской идеологии.
Раджпутам часто приходится объяснять, как так получилось, что они якобы
изменили свое прежнее
имя «кшатрии» на «раджпуты». Они говорят, что сделали это, чтобы ввести в
заблуждение
Парашураму, истреблявшего кшатриев. Но мы уже знаем, что название «раджпут»
было присвоено
действительно семеино-родственным группам индуизированных иноземных правителей,
и имеет
исторически обоснованное происхождение, а кшатриями раджпуты назывались только
из соображений
престижа.
Идеологами общественных процессов в этот период выступили брахманы,
стремившиеся к
тому, чтобы успешно и по заданным алгоритмам, безо всяких неожиданностей,
взаимодействовали все четыре профессионально-функциональные варны, а общество в
целом
процветало бы, руководимое и наставляемое брахманами, защищаемое от всякой
нестабильности
кшатриями; при этом жизнедеятельность общества должны были обеспечивать
представители
вари вайшьев и шудр. Этот идеал общественного устройства описан в
древнеиндийской
литературе. Именно по древней литературе и эпосу мы можем теперь судить о том,
какими были
древние кшатрии, и какими полагалось быть наследникам их дела. В традиционной
брахманской
идеологии, а следовательно, и в раджпутской воинской идеологии, особенно
важными считаются
«Артха-шастра», «Законы Ману», «Махабхарата» и «Рамаяна».
Кшатрии имели своей обязанностью, как это предписывалось законами и отражено в
«Артхашастре», «добывание средств к жизни военным делом и охрану живых существ»,
под
которыми разумелись прежде всего брахманы и священные в Индии коровы. Это была
их
обязанность, но это же было их правом: варна и каста основаны на общественном
разделении
труда, это профессиональные общности. Жесткая привязка необходимой для каждого
общества
функции защиты от врагов к строго очерченному социальному слою не только
свидетельствует о
принципах кастовой системы и механизмах ее действия. Она имеет особое
идеологическое
звучание. Воинское и военное дело было возведено древними идеологами-брахманами
в
почетную и богоугодную обязанность кшатриев и одновременно их неоспариваемую
привилегию
(разве что сами брахманы при желании могли это сделать). Соответственно, столь
же
достойными и не всем доступными считаются профессиональные занятия воинских
каст. Никто из
других, невоинских, варн и каст, даже если он очень храбрый и, как говорят,
«ищущий смерти»
человек, не должен был становиться воином.
Правда, кшатриям пришлось отстаивать это свое право перед брахманами. Неверно
думать,
будто брахманы всегда были только жрецами, учителями, законниками и т. п. В
древности они
принимали самое активное участие в управлении государствами. Они обязательно
бывали
советниками в вопросах политики и управления при правител
|
|