|
х знаменитых и крупных раджпутских кулах и кланах, я говорила
и об их
политической и государственной истории, потому что VIII—XII вв. действительно
были периодом
раджпутских государств не только в Северной Индии; их влияние распространялось
повсюду на
субконтиненте, хотя не было постоянным и прочным. Сам характер раджпутской
государственности
обусловливал экспансионистские устремления и частые конфликты между собой
каждого и всех
вместе раджпутских государств. Когда с проникновением мусульман в Индию и
установлением
Делийского Султаната раджггуты стали оказывать активное сопротивление
постоянным попыткам
его правителей захватить раджпутские владения, насадить ислам, то сумели
добиться многого:
сохранили свою землю и религию. Но не сумели изгнать иноземцев и иноверцев из
страны. Они
были разобщены, и эта трагическая реальность была тоже предопределена особым
характером
раджпутской государственности.
При Могольских правителях раджпутские раджи должны были утверждаться или
назначаться на
престол Могольским падишахом. Их принцы-наследники годами жили при Могольском
дворе и
воспитывались в чуждом раджпутам духе. Бывало поэтому, что младшие сыновья
раджпутских
раджей, пользуясь поддержкой Моголов, захватывали престол в обход старшего
брата, законного
наследника, и развязывали войны. Бывали и такие ужасные случаи, что сыновья,
подстрекаемые
Моголами, убивали отцов-раджей и садились на их место. Вступавшие в союз с
Моголами князья —
все, кроме Мевар-ских — отдавали своих дочерей замуж за Моголов, и раджпутские
принцессы
становились женами и матерями Могольских правителей. Сами раджпутские раджи
добыли много
военных успехов Моголам, были выдающимися военными и государственными деятелями.
Но при
разных правителях в фаворе были разные раджпутские княжества и кланы, а другие
в это же
время страдали от разорительных набегов могольских армий, в которых служили
раджпуты других
кланов. Каждый клан и кула самостоятельно решали свои проблемы. В результате
многие дотоле
безвестные люди получали должности и владения на время службы. Младшие ветви
раджпутских
кланов выслуживали себе княжества и поместья. Соперничество в среде раджпутской
родовой арис-
тократии разгоралось и подогревалось.
С падением Могольской империи, когда страна оказалась под властью маратхов,
сикхов,
отдельных мусульманских правителей, и «все воевали против всех», как говорил К.
Маркс, земля
Раджпутаны страдала больше всего от набегов маратхов, которые захватывали и
опустошали
целые районы как бы в уплату налогов. Только в Джайсалмере и Биканере
сохранялось
относительно мирное существование.
К этому времени раджпутской клановой традиционной организации был нанесен
большой урон.
Раджпуты утрачивали свои традиции вообще, правящие кланы подпадали под влияние
Могольской культуры, патриархальные устои рушились в условиях иноземного
господства, от
которого раджпуты не сумели остаться в стороне. Но они сохранили свою религию,
и
индуисты других каст считали раджпутов защитниками индуизма вообще.
Индийские историки часто с горечью пишут, что «история раджпутов — трагическая
история
упущенных возможностей» (22, 112). И хотя раджпуты в Раджпутане и предгорьях
Гималаев при
Моголах сумели сохранить свои владения и династии, они очень ослабели и даже
утратили за
эти века многие свои гордые идеалы. А когда пришли англичане, раджпутские
княжества
заключили с ними так называемые субсидиарные договоры. В период между 1803 и
1823 гг.
такие договоры подписали княжества Альвар, Караули, Кота, Джодхпур, Мевар,
Бунди, Биканер,
Кишенгарх, Джайпур, Бансвара, Партабгарх, Дунгарпур, Джайсалмер, Сирохи, а
Аджмер-
Мервара стал одной из провинций Британской Индии. К 1947 г. было девятнадцать
княжеств
Раджпутаны, управлявшихся раджпутскими князьями. В 1949 г. о
|
|