|
ауханов; трудно назвать большую касту в Панджабе, которая бы не имела
подразделения
Чаухан, даже чамары» (65, 2, 156). Я полагаю что, имя и слава этого племени
настолько велики,
что для самых разнородных групп могут служить синонимом слова «раджпут». И
поэтому вполне
возможно, что претендующие на раджпутский статус группы стараются его присвоить.
Этот
механизм легко объясняет так называемую эндогамность этого племени: в
действительности
можно говорить о том, что существуют многочисленные разнородные кланы — якобы
ветви
Чауханов, — которые никто из них, и сами Чауханы тоже, не воспринимают как
родственные, т. е.
происходящие из одного корня. Вот такие «присоседившиеся» кланы сохраняют
прежнюю
экзогамию или даже эндогамию группы, имеют примерно равный между собой статус,
вступают
в браки и дают ложное впечатление, что Чаухан — это эндогамная кула. Истинно
раджпутские
ветви и кланы кулы Чаухан ведут себя так же, как и все остальные раджпутские
ветви и кланы:
Чауханы имеют высокий статус и вступают в гипергамные отношения с ветвями и
кланами
других раджпутских кул.
К ложно-Чауханам я бы отнесла такие многочисленные группы, которые
исследователи
находят, например, в Уттар-прадеше — типа Бхадауриа, описанных у Рассела и
Хиралала:
«Бхадауриа — ветвь Чауханов, которые это отрицают, может быть, потому, что те
вступают в
брак между собою» (66, 4.437). Эта группа имеет два подразделения, которые
могут вступать
в брак между собою. По всем признакам Бадауриа — явно каста, претендующая на
раджпутский статус, а именно — известный им Чаухан. И таких много.
Хранители раджпутской традиции — бхаты и чараны — не позволяют так легко
«вступать в
кулу», в том числе Чаухан, и обязательно фиксируют, когда и как это произошло —
и все
подобные сведения служат основанием для определения статуса раджпутской группы.
И в
раджпутской среде недоразумений по этому поводу, похоже, не бывает. Европейским
исследо-
вателям, естественно, труднее отличить «истинных» (я бы сказала «признанных»,
«освященных традицией») раджпутов и «новеньких» претендентов.
НИКУМБХ. Кула Солнечной линии, одна из «36 царских». Их исторические связи
ведут на
юг, в район Бомбея, где они жили в ХII-ХШ вв., хотя позднее расселились в
Альваре и
окрестностях. Кула имеет несколько ветвей, одна из них называется Сирнет. Об
основателе
этой ветви рассказывают такую легенду. Будучи непреклонными в борьбе с
мусульманами,
Никумбх раджпуты никогда им не кланялись при встрече. Один из Могольских
правителей
пригласил их ко двору, и в дверях была закреплена сабля на уровне шеи, чтобы
заставить
гордых раджпутов склонить голову перед правителем. Предок клана Сирнет
предпочел, чтобы
эта сабля перерезала ему горло, но не наклонился; отсюда и название клана —
буквально
«без головы».
ВЫВОДЫ
Из всего написанного о кулах и кланах, я думаю, можно сделать вывод:
раджпутские кулы
по происхождению — это не что иное, как разные, часто родственные, племена
иноземных
завоевателей Индии (за исключением мусульманских) и ее аборигенов. Некоторые из
них даже
сохранили свои древние тотемы. Другие вошли в состав раджпутской общности очень
поздно,
чуть ли не в XVII—XVIII вв. Но поскольку подавляющая часть этих племен имела
общее
восточноиранское происхождение, а затем все они подверглись мощному воздействию
индийского (индоарийского) субстрата и его культуры, имели общую территорию
расселения в
Раджпутане, Гуджарате, Центральной Индии, Хиндустане, Уттар Прадеше и
Пригималайских
районах Северной Индии, то уже к X—XI вв. сложились в раджпутскую этно-кастовую
общность. В
Раджастхане преобладают этнические черты этой общности, в остальных районах —
кастовые.
Рассказывая о сам
|
|