|
х государство было включено в состав империи
Гурджара-
Пратихара, а когда та ослабела, вновь стало самостоятельным. Чауханы основали
Аджмер,
город, очень заметный в истории не только Раджастхана, но и всей Северной Индии.
Самый знаменитый правитель этой кулы — Притхвирадж, правитель Дели, родившийся
в
1159 г. и переживший за свои 33 года (убит в 1193 г.) столько героических,
романтических и
иных потрясающих воображение событий, что навеки остался главным героем
раджпутского
эпоса. Ему посвящены историке-героическая колоссальная по размерам поэма
«Притхвирадж-
расо» Чанда Бардаи и поэма религиозного характера «Притхвирадж-виджая». Главным
в его
жизни было то, что он боролся с мусульманскими завоевателями Дели — и проиграл
им.
Чауханы были в X в. очень многочисленными, и различные ветви этой кулы
обосновались
в разных частях Раджпутаны и Гуджарата. Вместе с Парамарами, Чалукья и Томарами
они
поделили бывшие владения империи Гурджара-Пратихара в Центральной Индии. В XII
в. они
отобрали у Томаров Дели, но это вовсе не могло тогда обеспечить общеиндийское
влияние —
Дели был в стороне от кипевших жизнью земель Гуджарата и Южной Индии. Известно
из
источников, как это происходило. В 736—1193 гг в Дели правила династия кул
Томар и
Чаухан. Последний из Томаров — Ананга Пал умер в 1151 г. без наследников. Его
владения
получил по законам престолонаследия Вишаладева Чаухан из Аджмера, чей внук
При-тхвирадж
был сыном младшей дочери Ананга Пала Томара. Притхвирадж наследовал своему деду
Вишала
Чаухану и деду по матери Ананга Палу Томару в 1171 г. как раджа Аджмера и Дели
одновременно. Старшая дочь Анангапала была замужем за раджей Канауджа, и ее сын
Джайчанд
Ратхор тоже приходился внуком Анангапалу. Этот Джайчанд отказывался признать
права
Притхвираджа Чаухана на Дели; началось их трагическое противостояние, усиленное
тем, что
Притхвирадж женился на дочери Джайчанда Саньогите, умыкнув ее. История этого
противоборства
составляет одну из сюжетных линий «Баллад об Алхе.» и содержание
«Притхвирадж-расо» Чанда
Бардаи — великих произведений раджпутской героической поэзии. В это
противостояние были
втянуты многие раджпутские кланы и княжества Севера Индии, что весьма их
ослабило. В итоге в
1193 г. коалиция Притхвираджа потерпела поражение от Мухаммада Гури, и с этого
времени
начался период Делийского Султаната и долгий период мусульманского правления в
Индии,
потому что на смену Делийскому Султанату пришла Могольская империя.
После завоевания Мухаммедом Гури Дели и его победы над Притхви-раджем
государство
Чауханов распалось, остались его отдельные части у чауханских же кланов и
линиджей. Но в 1307
г. при завоеваниях Ала-уд-дина Хильджи Чауханы потеряли свою исконную землю,
многие из них
были вырезаны, а уцелевшие отошли на запад. На земле Хараути они создали
княжества Кота и
Бунди, где правивший долгие столетия клан Хара считается потомком классических
Чауханов.
Исследователи пишут, что Чаухан — эндогамная кула. Ее ветви и кланы являются
экзогамными. Ветвей кулы Чаухан — 24. Среди них Хара (в Кота и Бунди); Гаур,
Багра, Деора
(княжили в Сирохи), Бандалгхоти, Аметхиа, Кхичи и др. Среди ветвей кулы Чаухан
есть и такие,
кто исповедуют ислам. Это, например, Кхичи, живущие в Синде и Пакистанском
Панджабе. Они
говорят, что еще племянник Притхвираджа Ишвардас первым подал такой пример —
стал
мусульманином. Есть мусульманские группы Чауханов и в Уттар Прадеше.
Исследователи отмечали, что название «Чаухан» часто перенимают низкие касты и
раджпутские группы, не имеющие на это права, как якобы произошедшие от браков
их женщин с
Чауханами. О том же говорил Г. Роз: «Многочисленные джатские и другие племена
включают в
себя подразделения Чауханов, или имеют подраздаления, претендующие на
происхождение от
|
|