|
также теория кастовой системы более
позднего общества
связаны в традиционной культуре Индии с теорией так называемого арийского
завоевания Индии. Мы
будем говорить об этой проблеме чуть позже, а сейчас важно иметь в виду, что
варновое общество
считалось арийским и что именно в нем была создана великая древняя индийская
священная литература
индуизма. Это прежде всего Веды. Название «Веды» происходит от корня «вид» —
ведать, знать; это
слово близкий родственник нашим словам с корнем «вед» — ведать, — ведение и т.
п., потому что
древнеиндийский язык санскрит родственен русскому и многим другим европейским
языкам, является в
некотором роде предком или братом древним языкам Европы и Персии. Веды — это
прежде всего
четыре книги священного знания, которые называются Ригведа, Самаведа, Яджурведа
и Атхарваведа.
Брахманы учат, что в одном из гимнов Рнгведы объяснено происхождение варн. В
этой легенде
описывается акт создания богами всего сущего из тела мифического первочеловека
Пуруши: брахманы
явились якобы из его уст, раджанья-кшатрии из рук, вайшьи из бедер и шудры из
ступней ног. Этот миф
отражает иерархичность самих варн, члены каждой из которых были неравны между
собой по
общественному положению, хотя классов «в чистом виде» в этом обществе еще не
было. Даже рабы, о
которых упоминается в древних текстах, были люди из варны шудр или ниже, и то,
как их называть —
раб или «даса», зависит от перевода. Хотя в целом, конечно, в первые две варны
входили
господствующая знать и жрецы, а две другие составляли основную массу трудового
насления, включая и
рабов. Брахманская религиозная традиция гласит, что касты произошли от браков
между
представителями разных варн, как результат нарушения основополагающего брачного
закона варновой
системы. Он предполагал, что браки должны заключаться в пределах Варны. Конечно,
жизнь была
сложнее схем, особенно если схема была составлена всего из пяти компонентов:
четыре варны и
неварновая периферия. И разве в других древних обществах не было
воинов-правителей, жрецов и
простого люда? Но в Индии эти категории были идеологизированы, освящены
авторитетом религии и до
наших дней сохраняют свое идеологическое значение. Во всяком случае, все
современные индийские
касты, а их насчитывается не менее трех тысяч, считаются относящимися к той или
иной варне, т. е.
являются либо брахманскими, либо кшатрийскими, либо кастами уровня вайшья; в
шудры, естественно,
просятся не многие. Раджпуты всегда считались и считаются кшатриями, что очень
почетно и очень
ответственно.
Вот теперь, когда мы внесли некоторую ясность в индийскую терминологию, а без
нее нам никак не
обойтись, начнем изучать раджпутов.
Литература о раджпутах довольно велика, и заинтересованный читатель без особого
труда сможет
ознакомиться с ней. Пусть простят меня те авторы, которых я не упоминаю здесь и
чьи книги объяснили
мне многое в раджпутской истории и культуре. Но необходимо представить
источники для написания
этой работы.
Раджпуты — едва ли не единственный народ Северной Индии, который с самого
раннего периода
своего существования имел богатую историографическую традицию.
В раджпутской среде существует многочисленная древняя каста «бхатов»
—сказителей-
историографов, хранителей генеалогий, донесших до наших дней в исторических
хрониках (вамшавали),
героических песнях (расо), балладах (кхьят) сведения о славной истории
раджпутов. Из произведений
этого характера назову «Баллады об Алхе», большую поэму, сочиненную в районе
Канауджа в XII в. Имя
автора поэмы неизвестно, не сохранились старые ее списки, но она является
популярнейшим в
Хиндустане произведением героического эпоса. Ее оригинальный язык — бундели
диалект хинди; су-
ществует прекрасный перевод на английский У. Вотерфилда и Дж. А. Грирсона (50).
В «Балладах об
Алхе» речь и
|
|