|
ны входили в кулы. И все они
соответственно владели родовыми территориями, которые объединялись их
владельцами в
одно целое уже просто по принадлежности к одной раджпутской группе.
Традиционные
социальные связи по линии семья — клан — кула в раджпутской общности
чрезвычайно
сильны. Они включают не только родственные эмоциональные контакты, но прежде
всего
системообразующие экономические, ритуальные и военные взаимные обязанности
раджпутских
групп друг перед другом. Раджпутских государств теоретически могло быть ровно
столько,
сколько было раджпутских кул. Не все они сумели выстоять, многие кулы были
изначально
слабы и объединились с другими. Но всякая из них стремилась к власти на земле.
Да еще
законы майората действовали очень жестко. Отсюда и появилось столь большое
число
раджпутских владетельных домов повсюду в Северной Индии, и это при умении
раджпутов
воевать было для них делом относительно несложным.
Самая важная структурная единица раджпутской общности — раджпутский клан,
«кхамп».
Его особенности состоят в том, что все его члены являются потомками общего
предка по
мужской линии, имеют общее для всех родовое имя, и поэтому в пределах клана
запрещаются
взаимные браки. В известном смысле кхамп — это раджпутский род. В прошлом у
раджпутов
было широко распространено многоженство, и поэтому кланы были очень
разветвленными и
многочисленными. Каждая большая или нуклеарная семья, входящая в клан,
считается его
неотъемлемой частью; имущество семьи принадлежит клану, и, наоборот, клан
принимает меры
к тому, чтобы у каждой семьи в нем было имущество. При этом имущество клана не
делится,
оно, по традициям раджпутов, должно только прирастать. Для решения этих проблем
всем,
кому нужно помочь, — клан помогает «военной силой»; все мужчины клана
составляют
военную единицу; руководит ею глава клана — вождь, раджа, по-английски его
называют
«сhief». Этот военный отряд всегда готов выступить за интересы клана, а
таковыми считаются
интересы каждого его члена. Чем больше земли у клана, тем легче обеспечить всех
его членов
хотя бы одной деревенькой «для пропитания». Естественно, в традиционной системе
все
устроено так, что удовлетворяются только разумные, даже жизненно необходимые
потребности, но всякий раджпут может рассчитывать, что не останется без средств
к
существованию. Родичи помогут.
Раджпутские кланы со своими военными отрядами должны были отстаивать интересы
своих более крупных структурных подразделений — кул или частей крупных кул. А
все вместе
защищали свою территорию, свое раджпутское государство, которое было им
буквально «как
родное» и всех их кормило. Историки пока еще мало знакомы с этими
этнографическими
находками, но я уверена, что со временем они не будут сомневаться, откуда
брались
раджпутские династии на землях Индии, и почему их было так трудно победить.
А теперь давайте посмотрим, что за «простой народ» был у раджпутских правителей
и
начнем это рассмотрение с. той «деревеньки», ради обладания которой и воевал
каждый
рядовой раджпут всю свою жизнь.
В каждой индийской деревне традиционно жили представители разных каст. Они
помогали
друг другу в организации жизни на началах взаимной помощи и самообеспечения.
Каждая
каста выполняла тот или иной круг функций — профессиональных и ритуальных, что
в целом
обеспечивало этой маленькой общине жизнь. Индийская деревня, как показал М. К.
Кудрявцев,
представляет собою особый тип соседской общины — а именно, кастовую общину (9 и
8).
Каждая кастовая община состоит из местных подразделений разных каст (потому что
индийские касты очень многочисленны, некоторые объединяют несколько миллионов
человек и
реально существуют в виде местных подразделений). Другая особенность индийской
кастовой
общины в том, что местные подраз
|
|