|
ихара, Чаура, Такшак, Джат, Хун, Чатти,
Бала,
Джетва, Джхала, Гухия, Сарвея, Силар, Даби, Гор, Дор, Бундела-Гахарвар,
Баргуджар,
Сангар, Сикервал, Баис, Дахиа, Джохва, Мохил, Никумпа, Раджпали, Дахима, Хул,
Дахариа. В эти списки не включены некоторые очень важные современные кулы —
Гаутам,
Дикхит, эншен, а также исторические Чандел и Хайхея. Я привела эти родовые
названия
потому, что в наши дни их можно часто встретить в виде фамилии потомка
раджпутов.
Более того, некоторые ортодоксы заявляют, что только эти кулы «самые
раджпутские».
Каждый раджпут знает свою принадлежность по куле. Это вызвано в немалой степени
законной гордостью своей причастностью к славным деяниям предков. Каждая кула
имеет
свое охранительное божество — «кул-деви» богиня-мать кулы). Ей посвящаются
специальные храмы, алтари в каждой семье и специальные культовые действа. Но
глубинный смысл фиксирования тэаниц кулы как общественной группы состоит в том,
чтобы очертить круг экзогамии в раджпутской общности, т. е. нельзя вступать в
брак
с представителями своей кулы. Каждый человек наследует кулу своего отца.
Считается,
что все раджпуты, носящие одно имя кулы, где бы они ни жили, являются потомками
одного
предка, и, соответственно, братьями и сестрами, не имеющими права вступать в
брак друг с
другом. Таким образом, эта структурная единица раджпутского общества выполняет
важнейшую социально-регулятивную функцию. Но вы знаете, что функцию
регулирования
брачных контактов в кастовом обществе выполняет именно каста. Раджпуты по касте
женятся на раджпутках. Вот и получается, что у раджпутов брачные контакты
зависят и от
традиционной племенной структуры, и от кастовых регуляторов; и трудно сказать,
какой из
них слабее. Поэтому можно опять подтвердить, что раджпутская общность имеет
черты
как этнической, так и кастовой.
Раджпутские кулы, как правило, очень многочисленны. Они включают иногда сотни
тысяч
человек, как, например, кула Чаухан. Более мелкие и менее знаменитые кулы либо
группируются вокруг «царских» кул, либо даже входят в них на правах
составляющих их
групп. В таком случае «сборная» кула становится эндогамной, а составляющие ее
более
мелкие кулы начинают вступать во взаимные браки. Всего раджпутских кул более
ста.
Кула — очень важный уровень социальной организации раджпутов. Именно из кул
состоит раджпутская общность вообще. Сама кула состоит из большого числа кланов.
Бывают настолько многочисленные кулы, что кланы, к ним принадлежащие, входят в
несколько ветвей («шакха»), составляющих кулу. В таких случаях генеалогии четко
прослеживают, когда и при каких обстоятельствах кула дала несколько родственных
ветвей.
Кула Гухилот состоит из 24 ветвей, Парамар — из 35, Чаулукья — из 16, и т. д.
Ветвь кулы
может быть такой знаменитой и большой, что считается уже не менее важной, чем
сама кула,
и для всех практических целей становится ее аналогом. Самый яркий пример этого
— ветвь
Сисодия кулы Гухилот.
Этими кулами много занимались историки. Дело в том, что раджпутская
традиционная
социальная организация послужила основой для государственной системы властных
отношений в раджпутских феодальных княжествах эпохи средневековья и нового
времени.
Этнографический материал может помочь ученым, решающим проблемы социально-
экономических отношений и природы государства в Индии. Потому что во всей
Северной и
Западной Индии в это время именно местные раджпутские семейно-родственные
группы обес-
печивали политическую власть, они создавали политические организмы, из которых
формировалось раджпутское княжество. Шел процесс самоорганизации власти снизу:
раджпутские родовые группы подчинялись кланам, кл
|
|