|
чуть не половину его
территории занимает
пустыня, которая носит официальное название Тар. Сами раджпуты называют ее
«Марустхали»,
«Марубхуми», т. е. буквально «Место, где умереть можно». В этой пустыне среди
песков, однако,
сокрыты драгоценные сокровища раджпутской культуры — города Джайсалмер и
Биканер с их
великолепными крепостями и дворцами, храмами и библиотеками. А в восточной
части Раджастхана —
замечательно красивые лесистые отроги гор Аравалли, где неожиданно возникают
поражающие
воображение радж- путские крепости, на берегах спокойных озер смотрятся в воду
белокаменные
раджпутские дворцы и полнятся паломниками древние храмы. В этих краях было
несколько старинных
княжеств, в том числе Мевар и Бунди. Помните Царицу Бунди у Редьярда Киплинга?
Правда, С. Я.
Маршак, в чьем переводе мы обычно знакомимся с этой балладой, решил, что Бунди
— это ее имя. В
действительности имена раджпутских цариц никто не упоминал запросто, даже
родственники, не то что
чужаки. И чаще всего раджпутских цариц именовали по месту их происхождения:
«Принцесса-Оттуда-
то», «Царица-из-Бунди». При этом имелся в виду тот владетельный дом, из
которого она происходила,
или где она жила замужем.
Восточный Раджастхан — рай для охотников, где еще пятьдесят лет назад в
огромных
количествах водились тигры и пантеры, но и сегодня есть в изобилии кабаны,
антилопы различных
видов, гиены, разнообразная дичь. В этих районах возможно успешное земледелие.
В состав населения Раджастхана входят не только раджпуты, но и джаты, бхилы,
мина и другие
этнические и кастовые группы; население Раджастхана говорит в основном на
языках раджастхани и
хинди. К началу XX века на территории Раджпутаны существовало двадцать одно
раджпутское кня-
жество. Но за долгие века их было гораздо больше по всей Северной Индии, в том
числе и в
предгорьях Гималаев, где обосновались горные раджпуты. В Дели к моменту прихода
мусульманских
завоевателей правил раджпутский князь При-тхвирадж, и в Каджурахо, когда там
создавались
знаменитые его храмы, сидел раджпутский правитель. Можно сказать, что правители
многих индийских
государств эпохи средневековья и нового времени, т. е. в VIII—XIX вв., особенно
на севере и северо-
западе страны, были раджпуты, а царские и княжеские династии были раджпутскими.
С другой
стороны, на протяжении многих веков раджпутами называли военную прослойку
индийского общества,
защитников индуизма и самой земли Индии от иноземцев. Но и в наши дни чуть ли
не в каждой
деревне на севере Индии есть люди, называющие себя раджпутами; и они теперь
вовсе не князья,
и не все из них воины. Так кто же такие раджпуты? Воинская каста, военное
сословие феодальной
эпохи или даже отдельный народ с удивительно воинственными традициями?
Как известно, индийское общество традиционно структурируется через систему каст.
Каста и
кастовая организация общества для Индии почти универсальна — с разными
вариациями она
имеется у всех народов, считающихся индуистами, т. е. исповедующих религию
индуизм, а это
около 83% населения страны. Исследователи много десятилетий бьются над
разгадкой этого
социального феномена, есть много специальных книг на эту тему, каст}' изучают
этнографы,
социологи, историки, религиеведы. Предложено несколько принципиальных теорий
касты. В самом
общем виде можно сказать, что каста — это социальная общность, наследственная,
эндогамная,
закрытая для посторонних, традиционно специализированная по роду
профессиональных занятий,
взаимодействующая с другими кастами в кастовой системе и занимающая строго
определенное
положение в сложнейшей индийской социальной иерархии. Каста — общность по
рождению.
Закрытая она в том смысле, что ни вступить в касту, ни выйти из нее невозможно.
Человек
рождается в касте своего отца и остается в ней на
|
|