|
ось много
искаженных, попавших «через третьи руки», написаний. Автор считает, что не надо
тиражировать
ошибки. Отсюда непривычные пока, но более точные Раджастхан, Панджаб, Ганга,
катар и т. д.
Хочу надеяться, что материализованные в виде этой книги мой профессиональный
интерес и
любовь к истории и культуре Индии и ее замечательным людям помогут и вам
проникнуться
восхищением и уважением к гению Индии.
ВВЕДЕНИЕ
Слово «раджпуты» очень многое говорит и индийцу, и человеку, просто знакомому с
историей и культурой Индии. Оно связано с целым пластом индийской жизни, с
большим
комплексом сложных проблем индийской истории и этнографии.
Само слово «раджпут» означает в переводе с североиндийских языков «сын царя». В
политической истории Индии значение этой аристократической общности очень
велико. В научной
литературе по истории средневековой Индии их чаще всего называют воинским, или
военно-
феодальным сословием. Этим раджпутам обязан своим происхождением традиционный
образ
«истинного раджпута» — гордого и независимого человека, безоглядно храброго и
мужественного воина, чьи подвиги воспеты в романтических балладах и героических
сказаниях,
нежного сына и восторженно-влюбленного мужа, неотразимого красавца в высокой
чалме, с
длинными усами (настолько длинными, что их приходилось закладывать за уши),
оснащенного
оружием чрезвычайно эффективным и весьма коварным, но неизменно благородного во
всех
своих мыслях и поступках, хотя поступки его решительны и жестки, без лишних
эмоций. Таков
раджпутский герой — воин, «вир». Не менее традиционен и знаменит образ его
верной жены,
всегда с пониманием относящейся к чувству долга и занятиям мужа, а в случае
военной неудачи
предпочитающей гибель на костре позору порабощения и осквернению рабством. В
раджпутском
обществе женщины пользовались большим уважением и занимали высокое положение;
рассказ о
раджпутах не полон, если не говорить о прекрасных раджпутских дамах.
Очевидно типологическое сходство воинской культуры Запада и Востока, и недаром
раджпутов называют «рыцарями Индии».
VII—XVIII вв. н. э. на всем их протяжении — это, без сомнения, «золотой век»
раджпутов. В
истории Индии существует так называемый «раджпутский период» — это VII—XII вв.;
тогда при
раджпутских правителях Индии государства процветали, строились города и храмы,
создавалась
прекрасная литература, развивались ремесла и искусство. XII—XVIII вв. были
веками раджпутской
борьбы и подвигов. Этот период совпал с эпохой мусульманских правителей
Северной Индии, при
которых раджпуты выступили основными защитниками индуистских ценностей.
Взаимоотношения
раджпутов и мусульманских правителей — это выражение сути исторического
процесса тех веков, когда
противостояние и сосуществование мусульманских правителей и огромного
большинства индусского
населения составляло основной нерв времени. Именно оттуда идет чрезвычайно
лестное для самих
раджпутов представление о них в индийском обществе как о великих воинах и
главных защитниках
индуизма, как о кшатриях наших дней.
Раджпуты — жители Северной Индии, а именно западной ее части, которая
называется Раджастхан,
или Раджпутана, или Раджварра. В прошлые века Раджпутана на западе доходила до
реки Инд. Как
известно, до 1947 года Индия и Пакистан имели общие исторические судьбы: их
территории входили в
состав многих единых империй; уходя из Индии после многих десятилетий
владычества, английские
колонизаторы сделали все, чтобы страна разделилась на два доминиона; тогда и
появился на карте
мира Пакистан. Исторические раджпуты жили, таким образом, и на землях к западу
от современных
границ Индии.
Раджастхан — очень своеобразная земля. Во-первых
|
|