Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Индии :: Е.Н.УСПЕНСКАЯ - РАДЖПУТЫ РЫЦАРИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 257
 <<-
 
ают то расой, то племенем, то кастой, считая все эти слова синонимами, а 
также имея в 
виду то обстоятельство, что раджпуты по всем параметрам очень похожи на 
этническую 
общность с ярко выраженными особенностями облика, культуры, социальных 
институтов. Если 
же раджпутов называют кастовой общностью, то и в таком случае ясности немного: 
считают их 
либо одной большой кастой, либо группой каст, состоящей из родо-племенных 
группировок, 
либо описывают их как касто-во-структурированную родо-племенную общность. И в 
этом тоже 
есть свои сезоны, потому что раджпуты действительно сохранили очень своебразную 

традиционную социальную организацию, которая является, по сути, родо-племенной, 
а не 
кастовой. При этом остальное население относится к ним как к особой касте и 
принимает их в 
свою систему. 
Очень характерным является такое высказывание: раджпуты — не племя, не клан, 
они каста 
воинов, претендующая на происхождение от самого Солнца через Раму; строгими 
правилами 
жизни и брачных отношений они сохранили собственную особость и 
неприкосновенность, 
остались священной военной кастой, единственной из индуистских каст, которая 
имеет живые 
действенные традиции политической власти и властвования. Здесь сформулирована 
идея о 
том, что раджпуты являются кшатриями нового времени. 
Наши отчественные исследователи чаще всего считают раджпутов военным сословием. 
Вот 
как пишет о них Н. Р. Гусева, явно имея в виду преемственность кшатриев и 
раджпутов и 
полностью отрицая иноземное происхождение раджпутов: «Раджпуты были не 
племенами, а 
сословием, и их история — это история сословия древнего рабовладельческого, а 
затем 
феодального общества» (5, 49). К этой формуле мы позднее должны будем вернуться,
 т. к. 
вопрос «кто такие раджпуты» как никакой другой тесно связан с проблемой 
определения стадий 
развития индийского общества раннего и позднего средневековья и нового времени. 
Уже 
замечено, что кастовая структурализация общества могла быть главным 
препятствием на пути 
развития капиталистических отношений в Индии, и даже в XIX в. капитализм как 
социально- 
экономический строй не определялся в Индии «в чистом виде» — так много 
деформаций, 
пережитков традиционного общества и традиционных общественных отношений, 
основанных на 
строе кастовых общин, в нем было. Можно предполагать, что именно в этом клубке 
проблем и 
лежит разгадка сущности так называемого «азиатского способа производства» в 
Индии, тем более 
что и о феодализме в Индии нельзя говорить как о прямой аналогии, например, с 
английскими 
реалиями общественной жизни и производственных отношений феодальной эпохи. Хотя 
сама 
тема «раджпуты», их рыцарская культура, кланы, поместья, земельные держания на 
условиях 
несения военной службы очень на такие аналогии провоцируют, и многие авторы 
поддаются 
соблазну «феодализировать» раджпутов. При более внимательном рассмотрении 
оказывается, 
однако, что, например, и военная служба, и связанная с нею возможность получить 
поместье были 
обусловлены лишь фактом причастности к семейно-родственной группе правителя, 
посторонним 
тут делать было нечего, и вся земля была собственностью правящего клана, а 
военная 
обязанность была опять же традиционной обязанностью каждого молодого здорового 
мужчины в 
клане. 
Традиционная социальная организация раджпутов, которая хорошо сохранилась, 
несмотря на 
«кастовую оболочку», является самым убедительным доказательством иноземного 
происхождения 
раджпутов. Далекие предки раджпутов явно были кочевниками, привыкшими к степям 
и коням, 
луку и стрелам, и воинский образ жизни 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 257
 <<-