|
известен с 697 г., его основали выходцы из Бунделкханда Чанделлы. Кашмирская
династия
Варман правила с 854 до 939 гг.
В 953 г. на территории Кумаона появилось большое государство радж-путской
династии
Чандов. В Непале с VII в. и в Ассаме (тогда Камарупа) в VII—VIII вв. тоже
правили
раджпутские династии.
Имена правителей всех этих княжеств имели непременное добавление: Чандра
(«Луна») в
Кангре, Сена («Войско») в Сукете и Манди, Пала («Защитник») — у всех Лунных
кланов,
Варман («Одетый в кольчугу, воин») в Чамбе, Дева («Божественный») в Джамму;
очень
популярным было имя-титул Сингх («Лев»). Все это воинственные эпитеты,
характерные
для раджпутского стиля.
Эти горные княжества практически все попали в зависимость от Моголов уже при
Акбаре и Джахангире, к 1620 г. Тогда этих княжеств насчитывалось двадцать два.
Оставляя пока без рассмотрения подробности раджпутского общественного
устройства и
перипетии политических событий этого периода, отметим главное: сильнейшим
побудительным мотивом для широкого распространения раджпутских «эмигрантов» в
этот
период, когда еще отсуствовала угроза со стороны мусульман и не было
необходимости
спасаться от них бегством, был обычай майората, которого раджпуты жестко
придерживались.
Майорат — это особое правило наследования, когда все имущество родителей
наследует
старший в роду сын и его семья. Младшие ветви даже простых, а не только
владетельных,
раджпутских родов, должны были добывать себе средства к существованию только
сами, и таких
неприкаянных лишенцев было очень много. Во-первых, такое правило не позволяет
дробить
имущество семьи, а вынуждает его только приумножать; во-вторых, обидно, конечно,
но законы
предков не обсуждают. Представьте, насколько закаленными были характеры этих
младших
сыновей, как они были решительны и отчаянны и как умели добыть себе не только
пропитание, но
и целый немаленький кусок территории, чтобы с пропитанием вообще не возникало
проблем! В
дальнейшем мы внимательнее рассмотрим эту особенность традиционного
общественного уклада
раджпутов (отмечу с гордостью, что честь этого маленького открытия принадлежит
автору книги).
А пока укажем, что это как раз тот случай, когда этнографические данные могут
помочь историкам,
которые очень затрудняются ответить на вопрос: «Что вызывало постоянное
"выплескивание" все
новых и новых групп раджпутских переселенцев за пределы их этнических и
политических
территорий в Раджпутане и Хиндустане?» Обычно говорят, что это была угроза со
стороны
мусульман, стремившихся обратить всех в ислам; но ведь известно, что были целые
века, когда
раджпуты довольно спокойно сосуществовали с ними, вполне применившись к новым
условиям
жизни и борьбы. Не могло это быть и простое демографическое перенаселение.
Именно
обычай майората приводил к тому, что такие большие количества молодых и сильных
раджпутов всегда были готовы к борьбе за власть, за землю, за территории. И они
с рождения
знали, что им предстоит беспокойная жизнь, и готовили себя к ней. Англичане
тоже говорят,
как бы в шутку, что их обычай майората привел к созданию Британской Империи
младшими
сыновьями.
Итак, раджпутская проблема не оставляла равнодушными многочисленных историков,
этнографов, языковедов и специалистов по кастовой системе, о них написано
немало книг, но
однозначного ответа на вопрос «кто такие оаджпуты» нет до сих пор, и похоже,
что так будет
всегда. Причина этого з том, что в раджпутском обществе сложнейшим образом
переплелись
генеалогические, этнические, кастовые, социально-статусные и сословные
компоненты.
Неудивительно, что характерной особенностью этнографических работ > раджпутах
является
предельная запутанность и невыверенность терминологии. В англоязычных работах
их
назы
|
|