|
с Раштракутами, но те оказались сильнее и даже сумели
захватить в 916
г. Канаудж, но потом скоро ушли, их ждали дела в Синде. Уже из этих отрывочных
сведений
о замечательно интересной истории Индии раджпутского периода вы видите,
насколько
воинственными, бесстрашными и бескомпромиссными были радж-путы-кшатрии. Кстати,
многие древние города и столицы раджпутов сохранились в той или иной мере, и
существует
множество памятников этой эпохи, что не может не удивлять и восхищать.
Еще одна раджпутская династия периода — Парамара, правители Мальвы. Самая
ранняя
их надпись на камне датируется 948 г. и говорит о том, что их правитель
Вакпатираджа (т. е.
Красноречивый Раджа) происходил из семьи Раштракутского правителя Кришны III
Акалаварши
и носил титул «притхвиваллабха». Но тем не менее он был раджпут, столицей у
него был г.
Дхара в Центральной Индии, а другой из правителей Парамара — раджа Бходжа —
(1018—
1060) был покровителем науки и прославлялся как образцовый царь.
Династия Калачури, или Хайхея, правители страны Чеди на Юге, тоже были раджпуты.
В этот период истории раджпуты широко и большими группами расселились по всему
северу страны, даже в очень отдаленных ее уголках. По-видимому, тогда они
появляются и в
пригималайских районах, в том числе и в восточных, и входят в контакт с местным
населением, прежде всего с кхаша. Во всяком случае, именно к УЩ—X вв. восходили
в
поисках своих корней раджпутские правители горных княжеств (теперь это
территории штата
Химачал Прадеш и горных районов Кумаон, Гархвал и Алмора штата Уттар Прадеш).
Лин-
гвистические данные тоже настойчиво об этом свидетельствуют. Основную массу
населения
здесь составляют, как мы уже говорили, «горцы» пахари. Пахари — собирательное
название;
так называют всех тех жителей пригималайских областей Северной Индии, которые
генетически являются потомками выходцев из равнинных частей страны и исповедуют
индуизм. Пахари — носители индийского компонента культуры этого региона в
противоположность тибетоязычным монголоидам-буддистам, которых здесь тоже
немало.
Пахари население неоднородно и в этническом, и в кастовом отношении; среди них
много
горных раджпутов.
Хотя во многих местах пригималайских районов найдены многочисленные
археологические и эпиграфические материалы и материалы от времен вглубь до
Ашоки,
известно, что Триречье Рави, Биаса и Сатледжа и Сиваликские горы были одной из
древнейших территорий обитания первобытного человека. К эпохе Гуптов относится
существование здесь раннегосударственных образований, джанапад Тригарта, Кулута
и
Удумбара. «Период правления раджей» или «раджпутских княжеств» начался с
приходом
раджпутов с равнин, и здесь существовали очень сильные и знаменитые княжества:
Кангра зависела от Томаров Дели, хотя сама имела владения в равнинном Панджабе.
Это было одно из самых древних и сильных государств Индии, восходящее к
Тригарта
гане. Название «Кангра» означает «крепостная стена, укрепление» — слово, широко
распространенное в Раджастхане. Знаменитая крепость? Кангра, считавшаяся очень
мощной и почти неприступной, была разрушена только очень сильным землетрясением
1910
года;
Нурпур — с 1095 года известен как владение потомков династии Томаров Дели;
после
утраты Дели Томары прочно здесь осели. Это княжество поддерживало активные
связи с
мусульманскими правителями Дели, начиная с Мухаммада Гури;
Чамба, основанная в начале VI в., долгое время подчинялась Канауджу и Кашмиру.
Здесь правил раджпутский клан Солнечной Линии;
Сукет основан выходцами из Канауджа около 735 г., правящий клан принадлежал к
Лунной
Линии. Сирмур (Пахан) появился в 1095 г., правили кланы Солнечной Линии.
Биласпур
|
|