|
возник четы-
рехрукий воин, в каждой из рук он держал какое-нибудь оружие; его назвали
Чаухан
(«Четырехрукий»). Эти герои, как гласит легенда, были посланы богами спасти
страну от зол и
преуспели в этом. Эта легенда в одной из своих вариаций включена в текст
Рамаяны. Этот миф
ученые истолковывают как свидетельство того, что некогда существовал обряд
очищения огнем
для иноземцев, которых принимали в кастовую систему. Высказываются также
предположения,
что раджпутские кланы Огненной Линии (Агникула) были признаны кшатриями
довольно поздно и
лишь в благодарность за их борьбу с мусульманскими завоевателями в защиту
индуизма; в таком
случае речь должна идти чуть ли не о защите Синда от арабских завоевателей!
Есть и такое мнение: поскольку к Огненной Линии принадлежат также кланы Томар и
Каччваха,
не упоминаемые в мифе о творении на горе Абу, то исследователи считают в целом
возможным
признать, что происхождение всех кланов Огненной Линии является иноземным,
гуджарским. Сами
же герои легенды, т. е. эти четыре клана, весьма гордятся своим происхождением
и считают
Огненную Линию самой великой из всех — ведь ее родоначальники были созданы
богами из
священного огня, а все остальные раджпуты происходят хоть и от великих, но
людей.
Как бы то ни было, раджпуты династии Гурджара-Пратихара владели огромной
территорией на
севере и западе Индии, и в их время существовала постоянная угроза
мусульманского вторжения,
ставшая реальной опасностью со времени завоевания Синда арабами и появления
тюрков в
Панджабе. Географическое положение их владений сделало буквально всех раджпутов
«Пратихара»
— привратниками Индии. Недоступность Юга Индии для иноземных вторжений с
северо-запада
вплоть до конца XIII в. в очень большой степени объясняется тем, что раджпуты
защитили ее,
встав преградой на пути любых завоевателей. В то время как современные им
южно-индийские
Чола направляли свои усилия и ресурсы на впечатляющие морские экспедиции за
пределы Индии,
раджпуты сдерживали завоевателей с северо-запада и запада в течение нескольких
веков. С
падением раджпутов весь Север Индии оказался под властью иноземных
правителей-иноверцев,
и Юг уже тоже был обречен. Но это произошло гораздо позднее тех событий, о
которых мы сейчас
ведем речь.
Столица империи Гурджара-Пратихара находилась в г. Канаудже, вос-точнее
современного
Дели. В этот период многие раджпуты оказались в долинах Ганга и в Центральной
Индии.
Например, раджпутские правители из рода Томар в 736 г. построили на месте
древней и
разрушенной Индрапрастхи свою столицу Дхиллику, которую теперь всякий знает, —
это
Дели; а вся страна Томаров называлась Харияна. В Дели сохранились памятники от
времени
правления раджпутских князей Ананга Пала Томара (1052 г.) и Притхвираджа (Раи
Питхора
Притхвираджа Чаухана) (1180 г.). После распада империи Гурджара-Пратихара в
Центральной, Западной и горных районах Северной Индии появилось несколько
крепких и
богатых государств с раджпутскими правящими династиями.
В середине VIII в. н. э. власть над Деканом была в руках мощной династии
Раштракута, она
была раджпутской, хотя и неясного происхождения. К IX— X вв. они очень
усилились;
столицей была Маньякхета на территории современного Хайдарабада. Это
государство
поддерживало тесные контакты по морю с арабскими правителями Синда, вело с ними
обоюдовыгодную торговлю. Естественно, при таком положении дел в государстве
процветали
джайны, которым Раштракуты оказывали большое покровительство.
Гурджара-Пратихара из
Канауджа к арабам были настроены резко враждебно, и воевали из-за них и «ошибок
во
внешней политике»
|
|