Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Индии :: Е.Н.УСПЕНСКАЯ - РАДЖПУТЫ РЫЦАРИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 257
 <<-
 
жпуты потом никого уже не пустили на это свое место: никакие 
завоеватели после 
них не «вступали» больше в индийское общество, но должны были налаживать 
отношения с 
раджпутами как правящей элитой этого общества и как главной военной угрозой 
своей власти. 
Парадоксальным образом эта каста родственников правителей помогла благодаря 
эндогамии сохранить этнические черты всему «землячеству» раджпутов. Причем они 
не только 
сохранили свою, хоть и сильно перемешанную с индоарийской и аборигенной, «индо- 

скифскую», т. е. шако-тохарскую или эфталитскую кровь, но даже приобрели новые 
этнические 
черты. Таковыми являются раджпутская культура, основанная на культуре 
не-индийских 
предков и традициях индуизма предков индийских; культура, во многом самобытная, 
хотя и 
«верифицированная», патентованная индуизмом. Новым приобретением оказался, по- 
видимому, язык раджпутов Раджпутаны и соседних с нею областей. Причем 
сохраняются эти 
особенности именно благодаря тем механизмам защиты от внешних влияний, которые 
свойственны касте. 
Эти пришлые восточно-иранские племена сумели устоять и не ассимилироваться под 
воздействием всепоглощающей автохтонной культуры, они не были ..«проглочены» 
без следа, 
как это случалось со многими другими завоевателями индийских земель. 
В складывавшемся индийском кастовом обществе никто никогда не ставил задачу 
облегчить 
ассимиляцию других этносов. Брахманы, носители идеологии, главные авторитеты в 
области 
этики и законодательства, учителя грамоты и духовные наставники, задавали некий 

жизненный стереотип и алгоритм поведения в регламентированном обществе, и 
всякий 
приспосабливался к ним по мере возможностей, а главное, настолько, насколько 
это 
позволяли принятым в систему новичкам другие касты, и сами брахманы прежде 
всего. 
Каждый новый член кастового общества был многочисленным и внутренне 
организованным — 
клан, патронимия, целое племя. Именно такие кровно-родственные группы и племена,
 
вписанные в кастовую структуру в качестве составляющих ее элементов и 
сохраняющие черты 

племенной организации, являют собой сложные и неоднозначные образования, 
которым до 
сих пор не удается дать адекватного определения. Некоторые исследователи 
называли такие 
общности «племенными кастами» или «кастами этнического происхождения», что 
пред- 
полагает — этнический аспект уже снят, замещен кастовым. Но поскольку речь идет 
о таких 
внутренне структурированных общностях, которые «надели на себя» касту 
сравнительно 
поздно, а не развивались в ней с древности, и поэтому сохраняют одновременно 
черты и 
этнической, и кастовой группы, то вполне возможно называть такие группы 
этно-кастовыми. 
Раджпуты — типичная этно-кастовая общность Северной Индии, и интересны для 
науки еще и 
с этой точки зрения. 
Получается, что действительно раджпуты могут считать себя наследниками варны 
кшатриев не только в функциональном и идеологическом плане, но и в социальном. 
И 
действительно, в современном обществе Северной Индии раджпуты воспринимаются 
как 
особая группа, слой каст — а именно тот, выше которого только брахманы. При 
этом важно 
помнить, что нет и не может быть никакого единого для всей страны (или хотя бы 
только для 
Севера) унифицированного иерархического списка каст. В каждом отдельном случае, 
а точнее, 
в каждой отдельной деревенской общине — своя иерархия; она основывается на тех 
принципах, 
что закреплены в общественном сознании стараниями брахманов за многие столетия 
весьма 
надежно и выглядят следующим образом. Выше всех брахманы, затем раджпуты, а 
далее, как правило, 
порядок такой: а) земледельческие, б) торговые и ремесленные, в) обслуживающие 
касты и г) 
неприкасаемые. И бывает даже так, что в некоторых местностях раджпуты стоят на 
иерархической 
лестниц
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 257
 <<-