|
).
В середине VII в. н. э. территория современного Раджастхана называлась
Гуджараратра, и
здесь были крупные и богатые города. Этот период — очень важный в истории
страны. Именно с
новых государств и династий послегуптской эпохи начинается документированная и
научно
обоснованная история раджпутов в Индии. Практически все истории владетельных
домов и
фамилий Раджпутаны могут быть реально прослежены до этого периода, хотя
генеалогии
возведены, разумеется, к самому Раме и другим культурным героям. «Иностранцы
были
индуизированы, и сформировались раджпутские кланы» (77, 164). В этот период
социальная
структура страны все еще оставалась достаточно сильной, чтобы сохранить свою
«самость» во
время процессов ассимиляции и интеграции столь значительных и могущественных
иноземных
элементов. Социализация новых элементов происходила, как это всегда бывает в
индийском
кастовом обществе, не в индивидуальном порядке, а социальными коллективами. В
кастовую
систему может «вступить» только достаточно большая и внутренне
структурированная социальная
группа.
К Х-XI вв. этническая общность гурджаро-джато-раджпутов в процессе слияния с
местным
населением и включения в орбиту индийского традиционного общества через
принятие индуизма с
его системой каст (индуизации) дала повсюду в Северной Индии раджпутские касты
кшатрийского
уровня, включая и пригималайские районы. Для этого раджпутам вовсе не
обязательно было
расселяться по стране большими группами: достаточно было военного отряда
раджпутов,
принесших с собой идею, что правители — это особая каста, статус которой по
определению
кшатрийский. В новых местах жительства, как «пришедшие и победившие», они как
бы оправдали
на деле свои претензии на кшатрийское положение. Некоторые удачливые группы
не-раджпутов
также присвоили себе раджпутский статус по праву победителей. Подобным образом
поступали и
уцелевшие местные князьки.
Совсем не случайно хорошо всем известное и понятное название «кшатрии» не стало
именем
для несомненных обладателей всех кшатрийских достоинств — раджпутов. Это
объясняется тем,
что раджпуты вошли в индийское кастовое общество именно как каста «сыновей
царей». И дело
не только в том, что к моменту прихода восточно-иранских завоевателей в Индию
Варны как
реальные социальные группы перестали существовать, а реальную значимость имели
уже касты.
Происходил естественный процесс структурирования общества; под влиянием
индуизма он
приобретал характер процесса формирования кастовой системы, и этот процесс шел
на фоне
социально-классового (сословного) расслоения общества. По времени это совпало с
мощным
притоком многочисленных иноземных племен, сумевших стать правящей прослойкой
общества. И
сейчас можно наблюдать редкий случай соответствия названия сущности явления:
раджпуты
действительно первоначально «получили место» в обществе как каста сыновей, т. е.
детей царей.
Эта социальная группа (а расширительно «сыновья царей» могут пониматься как его
семья, род
правителя, клан правителя) была организована по правилам раджпутской
традиционной системы,
что предопределяло непременное возвышение всего клана, если «выбился в люди»
хоть один его
член. Их всех надо было как-то определять в жизни, дать им приличный социальный
статус. Этот
статус давало и закрепляло навеки только место в кастовой иерархии. Место у
раджпутов оказалось
очень хорошее — выше них были только брахманы. И это было место, заслуженное не
только
наличием реальных правителей, но и воинскими возможностями всех остальных. Надо
полагать,
что именно ра
|
|