|
уд-дин Хильджи в 1299 г. В Мальве с эпохи Гурджара-Пратихаров
осело много
гуджарских и раджпутских племен. Рядовые члены этих племен могли постепенно
смешаться с
коренным населением и стать его частью, сохранив, впрочем, характерные названия
кастовых групп и
других структурных подразделений социальной системы.
Название «раджпуты» представители военной верхушки этих племен принимали как
символ
своего господства над подчиненным населением. Судя по всему, раджпуты быстро
восприняли
местные порядки, сориентировались и в кастовой системе, и в социальной иерархии.
«Распространение власти раджпутов как феодальных владетелей на огромные
территории в эпоху
империи Гурджара-Пратихаров (VIII~X вв.) создало в Северной Индии тенденцию к
образованию
феодального сословия в форме раджпутской касты» (12, 119-120).
В связи с вышесказанным очень интересно мнение Е. М. Медведева: «В индийских
условиях
пестрая этническая группа раджпутов неизбежно стала принимать черты касты. Ее
можно
назвать военно-феодальной кастой-сословием. Однако кастовая замкнутость и
разобщенность
привели постепенно к затуханию тенденции консолидации феодального сословия, и
немалую
роль в этом сыграло мусульманское завоевание, уничтожившее гегемонию раджпутов»
(12, 194).
Говоря о процессе формирования средневековой аристократии, ее пестром
варново-кастовом
составе, причислении этими феодалами себя к кшатриям, Е. М. Медведев писал
далее:
«Подобная тенденция, как представляется, имела в основе те же причины, что и
консолидация
дворянского сословия в Европе. Хотя средневековое "кшатрийское" сословие,
объединяющее
различные местные военные касты, в очень малой степени было связано по
происхождению с
аристократическими кланами древности, функциональное сходство древней варны и
«кшатриев»
средневековых военных каст весьма велико» (там же, 288). Для нас здесь важно,
что раджпуты
названы «средневековой военной кастой» и «военно-феодальной кастой-сословием»,
т. е. акцент
делается на определении их места в структуре средневекового индийского общества.
При
этом заслуженно упоминается «пестрая этническая группа раджпутов». Все
перечисленные
характеристики раджпутской общности не исключают возможности квалифицировать их
как
одновременно этническую и кастовую общность эпохи средневековья, определив тем
самым их
положение в составе населения Индии.
В наши дни раджпуты представляют собой многомиллионную кастовую общность
этнического
происхождения. Она консолидировалась в Индии к двенадцатому веку, складывалась
в эпоху
развития кастового строя и в процессе героического сопротивления индийцев
мусульманским
завоеваниям, начиная с восьмого века. «Теснимые из западных областей
мусульманскими
завоевателями, сначала арабами, а затем афганцами, раджпуты передвигались на
восток и
оседали в Панджабе, долине Ганга, предгорьях Гималаев от Кашмира до Бенгала.
Местное
население здесь уже столетия жило в условиях кастового строя и господства
хиндуизма. В этих
условиях родоплеменная структура раджпутов испытала сильное воздействие
кастовой
организации... При этом, естественно, им пришлось поступиться некоторыми
родоплемен-ными
традициями. Воинственные племена со своими вождями, родовой знатью и
вооруженными
дружинами 'обосновались в новых местах поселения и в массе местного населения
заняли
положение воинского сословия вместо кшатриев, исчезнувших к тому времени вместе
с другими
варнами. В кастовой иерархии раджпуты составили особый слой всего на одну
ступень ниже
брахманов. К раджпутам принадлежали родоначальники многих династий правителей
средневековых индийских государств, знать и значительная часть армий» (8,
35-3
|
|