|
эфталитский правитель Торамана захватил Панджаб, Синд, Раджастхан и Доаб;
наследовавший Торамане его сын Михирагула, однако, был побежден правителем
Мальвы
Ясодхарманом и Нарасимхой Баладитья, наследником Гуптов, ок. 528 г. н. э. и
изгнан обратно
в Кашмир. О самом Михирагуле известно, что он принял индуизм и на своих монетах
выбивал
изображения быка (65, 1, 46). К этому времени эфталитские завоеватели
расселились «в
больших количествах в Панджабе и Раджпутане и стали причиной больших изменений»
(77,
80). Раджпутская история начинается, по-видимому, именно здесь.
Эфталитские племена были очень пестрыми по этническому составу. Считается, что
в
числе их были тюркские, гуннские (прежде всего тюрко-язычные гунны — хунну),
восточно-
иранские, индоарийские элементы — из числа тех, что обитали на Северо-Востоке
Афганистана. Наиболее распространенный антропологический тип был европеоидный,
а
языки преобладали индоевропейские. «В культурном отношении эфталиты стояли
намного
ниже индийцев... Занимались в основном отгонным скотоводством... Городская
жизнь была
им совершенно чужда, и некоторые известные города Северо-Западной Индии
(Пурушапура,
Таксила, даже Шакала, ставшая столицей Михиракулы) были ими разорены и не
восстанавливались» (12, 129).
Одним из эфталитских племен было, как уже установлено, гурджара (гуджара). Это
название
сохранилось во многих топонимах современной Индии и Пакистана. Штат Гуджарат,
город
Гуджранвала в Индии, округ Гуджрат в Пакистане — самые из них известные.
Гуджарская
этническая общность широко расселилась по северу и западу Индии и в Пакистане.
Их и сейчас
много в Джамму и Кашмире, Пенджабе, Химачал Прадеше, Раджастхане, Уттар Прадеше
— то
есть там, где живут и раджпуты. Во всех этих местах есть каста «гуджар», а в
Гуджарате древняя
гуджарская этническая общность стала основой и ядром «титульной» этнической
общности штата —
гуджарати. Все группы современных кастовых гуджаров живут либо в долинах рек,
либо в горах,
занимаются пастушеским скотоводством и земледелием (основная их специализация —
разведение молочного скота). Все они говорят на гуджарских диалектах, близких к
раджастханским
диалектам, и имеют репутацию воинственных людей, а их песни и другой фольклор
сохранили яркие
воспоминания о героическом прошлом гуджарских племен.
Многие исследователи сходятся во мнении, что раджпуты, гуджары и близкие к ним
джаты некогда
принадлежали все к одной группе племен, а именно тех, что появились в Индии в
период
зфталитских завоеваний. И что, возможно, джаты занимались разведением верблюдов,
гуджары —
коров, и находились приблизительно на одном социальном уровне, а родственные им
раджпуты
всегда претендовали на более высокий статус. Между радж-путами, джатами и
гуджарами всегда
существовали и существуют тесные контакты, и у них сохраняются одинаковые
названия родовых
групп.
«Дошедшие до нас исторические источники показывают, что династии правителей
многих как
мелких, так и крупных княжеств, возникших в эту эпоху в северо-западной части
субконтинента,
были генетически связаны с родовой знатью сако-тохарских и хионитских племен»
(4, 94). Считается,
что династия Майтраков, свергнувшая на рубеже V—VI вв. власть Гуптов на
Катхиаваре и
основавшая государство со столицей в г. Валлабхи, была восточно-иранского
происхождения.
Несомненно, с гуджарами связана династия Гурджара-Пратихара (VIII—XI вв.),
династия Гахлотов из
Анандпура в Гуджарате и, по-видимому, Чаулукья на Декане и в Центральной Индии.
Гуджаратская
ветвь Чаулукьев сумела сохранить свою власть и независимость дольше и успешнее
других — их
завоевал лишь Ала
|
|