|
ждения. Они говорили на языке, близком санскриту. Этот район и
эти
кхаша нам особенно интересны, потому что в течение многих веков между
Раджпутаной и
пригималайскими районами существовали тесные контакты. В их исторических
судьбах
много общего. Современное население предгорных районов, которое называется
«пахари»,
т. е. буквально «горцы», принадлежит к североиндийскому этнокультурному
комплексу.
Пахари имеют второе название — «горные раджпуты», и язык пахари ближе всего к
раджастханским диалектам.
В магадхско-маурийскую эпоху (середина первого тысячелетия до н. э. — до рубежа
тысячелетий) на западе Северной Индии существовали уже несколько десятков
государственных образований — так называемые ганы и джанапады. Джанапады Кулута,
Тригарта и Удумбара располагались на землях современного Панджаба и Химачал
Прадеша, а на территории Раджастхана, Мальвы и Гуджарата были государства
Аванти и
Матсья. В этих и других подобных раннегосударственных образованиях правители
принадлежали к варне кшатриев.
Во второй половине первого тысячелетия до н. э. на территории Ирана,
Афганистана,
Бактрии и на северо-западе Индии появились пришедшие с территории современной
Средней
Азии кочевые племена восточно-иранской группы. Причем они прошли в Индию под
натиском
парфян в I веке до н. э., как полагают исследователи, через Южный Афганистан и
Северный
Белуджистан на восток, до среднего течения Инда, а затем проникли в его низовья,
на
Катхиавар, в Гуджарат и ряд других районов Северной и Западной Индии. Все эти
земли —
историческая территория раджпутов. С этих пор в Панджабе до Матхуры и на
Катхиаваре
стали хозяевами шакские и кушано-тохарские правители, которых называли
«кшатрапы» (это
слово пришло в наш язык в форме «сатрап» — через греческий язык, куда оно
попало во
времена похода Александра Македонского в Индию). Местные индийские правители
стали
вассалами этих кшатрапов. Самым значительным из кушанских правителей был
Канишка (ок.
78~120 гг. н. э.). Его огромная империя включала север и запад Индии,
Афганистан и южные
районы Средней Азии. В этот период на территорию современного Раджастхана
пришли
вполне разнородные этнические элементы. Шаки — так в Индии называли
восточно-иранские
кочевые племена. Тохары, которых китайские авторы называли юэ-чжи; — пришли в
движение
под давлением гуннов (хунну). Это были кочевые и пастушеские племена, которым
пришлось
искать пастбища для скота; со своих исконных мест обитания в Центральной Азии
они
продвинулись на запад, в Бактрию, и осели там, овладев этой страной.
Приблизительно за
сто последующих лет они вошли как составная часть в восточно-иранские местные
племена и
усвоили, как считается, их язык. Преобладающий антропологический тип у них был
европеоидный.
С распадом Кушанской империи на территории Индии укрепились правители династии
Гуптов, этому распаду активно способствовавшие (IV в. н. э.). Самудрагупта, чьи
владения
доходили до рек Сатледж и Чамбал на западе, контролировал и
раннегосударственные
образования Раджпутаны и Мальвы, а Чандрагупта II Викрамадитья прогнал
кшатрапов из
Саураштры. В его владениях процветал буддизм, хотя сам правитель был
правоверный
вишнуит. Знаменитый китайский путешественник, буддийский пилигрим Фа Сянь жил
при его
дворе шесть лет между 399 — 413 гг. и оставил свои знаменитые «Записки» обо
всем, что
увидел.
Во второй половине V в. н. э., около 470 г., Северо-Западная Индия оказалась в
составе
державы эфталитов (хионитов), или белых гуннов, которые воевали со Скандагуптой
и
ослабили империю Гуптов настолько, что она уже не оправилась. В 499—500 гг. н.
э.
|
|