|
будет». Но это лишь иллюзия Брахмы. На самом деле, говорит буддист, он точно
так же включен в цепь бытия, как и любое другое существо. В начале первого
цикла он пробуждается первым и думает, что он — первое существо. Он желает
обладать другими созданиями, а когда они, в свою очередь, появляются, думает,
что это он их произвел
[28]
. Это рассуждение — часть аргументации, направленной против тех, кто берется
объяснять происхождение мира и души. Вопрос о том, вечны ли мир и душа, не
станет задавать тот, кто сосредоточил свое внимание на цели, которой учит Будда.
Это учение, даже если оно не восходит к самому Будде, — доктрина, содержащаяся
в Палийском каноне. Но в тех же текстах мы находим и повествование о
возникновении мира. В «Патика-сутте»
[29]
рассказывается история, в которой глупый ученик выражает недовольство тем, что
Будда не творит чудес и не высказывается о начале вещей.
После его ухода Будда заявляет, что в действительности он знает о возникновении
вселенной, и объясняет, каким образом мир появляется в начале нового цикла,
определенно отвергая взгляд, согласно которому это — дело бога или Брахмы. Это
повторено в «Агганна-сутте», где затем идет рассказ о дальнейшем развитии
первых существ. Существа эти первоначально были чисто духовными, но постепенно
в них становилось все больше материального, пока в их среде не возникли страсти
и дурные обычаи. Вслед за тем люди собрались и избрали наиболее честного и
достойного, чтобы он мог, гневаясь на недостойных, бранить их и изгонять. Он
стал Махасамматой, первым царем, и от него пошла каста кшатриев. Затем были
выделены остальные три исходные касты. В данной версии происхождения каст мы
имеем дело с еще одним непосредственным противоречием буддизма индуистской
теории
[30]
. Тем не менее версия эта непосредственно копирует распространенный в индуизме
подход, выраженный в литературе пуран. Пураны составлялись прежде всего с целью
объяснить происхождение мира и изложить генеалогии царских семей.
В комментариях и хрониках линия родословных царей доводится до Будды. Вся
легенда о царском происхождении Будды содержится также в «Махавасту» и в
тибетской Винае
[31]
. Это генеалогия царей государства Косала. Некоторые имена в ней идентичны с
встречающимися в пуранах генеалогиями царей Косалы, например, это знаменитые
Дасаратха, Рама и Икшваку. Нет сомнения в том, что просто отвергнуть невыгодную
им позицию буддистам было недостаточно; вдобавок они развили теорию
происхождения мира, прямо противоположную той, которой придерживались их
соперники-брахманы. Соперничество с брахманизмом проявляется и в других деталях.
Например, ведический термин брахман-«учитель»
(аджджхаяка,
санскр.
адхьяпака)
буддисты нелестно истолковывают как «тот, кто не думает»
(а-джджхаяка).
Хотя шакьи принадлежат к роду Солнца, это не означает, как в пуранах, что
Солнце — их перврпредок; напротив, для буддистов это значит, что двое предков
Шакьев были рождены из нагретых солнцем яиц, которые сформировались из
свернувшихся крови и семени их отца Гаутамы
[32]
.
Из одного из яиц появился знаменитый Икшваку. В пуранах он — родной сын Ману,
сына Солнца. Но буддисты помещают между Икшваку и первобытным царем
Махасамматой огромную генеалогию и делают Икшваку всего лишь предком позднейших
косал и шакьев, которые, таким образом, оказываются ветвью солярного рода. Как
бы то ни было, его имя на пали передается как Оккака, что никоим образом нельзя
считать формой слова «Икшваку». Но буддийские санскритские повествования
приводят это имя из пуран в том же месте, где на пали говорится об Оккаке.
Палийское имя, очевидно, первично, поскольку имя одного из сыновей Оккаки —
Оккамукха (факел-лицо), производное от Оккаки. Форма «Ишкваку», принятая в
санскрите, выглядит как намеренная привязка персонажа к имени, упомянутому в
пуранах.
В изложенном в «Дигха-никае» предании об Амбаттхе говорится о происхождении
самих шакьев. Амбаттха, талантливый юный молодой ученик
[33]
брахмана-наставника Поккхарасади, жалуется Будде на грубость, с которой шакьи
отнеслись к нему на своем собрании. Будда рассказывает ему об их происхождении
и о том, что они — непосредственные потомки царя Оккаки, а также о
происхождении самого Амбаттхи от того же царя и девушки-рабыни:
|
|