|
чудесах во время его рождения и смерти — самым отчетливым образом
свидетельствуют о появлении вставок апокрифического характера, о развитии
догматической системы верований о личности и делах Будды. Другим добавлением к
традиции стало присвоение Будде титула царевича — потомка длинной линии предков,
восходящей к первому царю настоящей кальпы. Этим нельзя пренебречь, поскольку
данные сведения встречаются и в Палийском, и в Санскритском канонах.
Единственной надежной отправной точкой для нас может стать не история, а факт
существования предания в определенной форме уже в I и II вв. до н.э. после
смерти Будды. Если мы будем судить о предании с точки зрения его исторической
ценности, нам, очевидно, придется принять его в целом, включая самые
невероятные и фантастические его части, которые в той же степени необходимо
подвергнуть анализу, что и фрагменты, кажущиеся нам самыми достоверными. Можно
отвергнуть то, что нам не импонирует, однако такое пренебрежение с
необходимостью приведет к замалчиванию ценной информации об особенностях
свидетельств, которыми мы располагаем.
В частности, современная мысль обычно не приемлет ничего чудесного; и элементы
чудесного могут просто утаивать
[25]
. Само по себе присутствие чуда не лишает легенду ценности. История о том, что
некий архат посетил собрание, может быть истинной, даже если нам говорят, что
он добрался туда по воздуху. Для летописца эта особенность была чудесной, но в
то же время вполне нормальной для архата. Присутствие чуда в действительности
имеет мало общего с вопросом о том, имеет ли легенда какое-либо историческое
основание. Самые заурядные обстоятельства можно выдумать с тем же успехом, что
и чудеса. Для проверки того, соответствует ли легенда действительности, куда
важнее сравнить разные ее варианты. Она может не иметь ничего общего с
действительностью, но точно так же мы можем столкнуться и с правдоподобной
рационализацией выдумки. Бывают вставки, сделанные для сглаживания противоречий
в предании, но встречаются и полностью противоположные друг другу изложения
одного и того же события.
Часто мы можем четко разграничить пласты традиции, когда изложенная в Каноне
легенда по своему характеру и подробностям отличается от вариантов,
представленных в комментариях, и при этом варианты содержат противоречивые
детали. Все такие детали могут быть отброшены как добавки. Различие в пластах
легенд обнаруживается настолько часто, что мы получаем возможность
предварительно определить более ранний этап традиции, когда не существовали
вымышленные рассказы. Вывод, что во время составления канонических
повествований о Просветлении ничего не было известно о предполагаемых словах,
произнесенных в тот момент Буддой, основан не на молчании источников о них.
Если бы сохранилась лишь одна версия этих слов, она могла бы представлять собой
старую традицию, внешнюю по отношению к каноническому повествованию. Однако мы
находим по меньшей мере шесть конфликтующих версий, причем две из них в
Палийском каноне. Все они — более или менее обоснованные предположения,
сделанные при поиске в Каноне первого высказывания Будды; они не имеют
отношения к старой традиции, связанной с действительным содержанием этих слов
[26]
.
Важно также различие между преданиями о жизни Будды до его Просветления,
носящими фантастический характер, и историями, описывающими последующий период
его пребывания в регионе первоначального скопления легенд. До того момента как
Будда оставил свой дом и прибыл в Магадху, не упоминается ни о каких
исторических или географических реалиях, не связанных с его личной жизнью.
События, относящиеся к поре его юности, прошедшей в отдаленной стране, до того,
как он снискал славу и почести как учитель, были если не полностью, то по
большей части неизвестны. Тем легче и активнее заполнялся этот пробел в
воображении его учеников.
Но если судить о легендах этого периода, оценивая их особенности в качестве
исторических свидетельств, их следует рассматривать в той форме, в которой они
дошли до нас, не подвергая рациональному очищению. Они проливают свет на
природу канонических повествований, а также иллюстрируют буддийские теории
космогонии и другие догматические верования. На деле нам следует начать с
сотворения мира, поскольку именно до этого момента прослеживается родословная
Будды.
Начиная с ведического периода, брахманическая мысль не знала творения мира в
том смысле, в каком о нем говорит иудаизм. Мир периодически появлялся и
распадался на свои элементы, а его создателем и хранителем в начале нового
цикла (кальпы) развития был бог Праджапати, или Брахма, с которым его
идентифицируют (под этим именем он известен также в буддизме). Представление о
повторяющихся мировых циклах разделяли и буддисты, однако взгляд, согласно
которому создателем циклов был Брахма, прямо высмеивается в Буддийском каноне.
Буддисты не отрицают существование Брахмы. В речи, приписываемой Будде, Брахма
даже утверждает, будто он — «покоритель, непокоренный, наблюдатель всего, тот,
от кого все зависит, бог
[27]
творящий, формирующий, главный управитель, — руководитель, отец тех, кто был и
|
|