|
великий дар. В полном уборе она поела отборных кушаний и приняла обеты упосатхи.
Она вошла в свою украшенную княжескую спальню, легла на кровать и, уснув,
видела сон: четыре великих царя, казалось ей, подняли ее вместе с кроватью.
Принесши ее в Гималаи, они опустили ее на плоскогорье Маносила, простирающееся
на шестьдесят лиг, под большим деревом сал в семь лиг высотой и встали сбоку.
Тогда явились их царицы и отвели ее к озеру Анотатта, искупали, чтобы смыть
людскую грязь, облачили в небесные одежды, помазали ее ароматами и украсили
дивными цветами. Невдалеке находилась серебряная гора, а на ней золотой терем.
Там они приготовили чудесное ложе, изголовье которого смотрело на восток, и
положили ее туда. Тогда Бодхисатта стал белым слоном. Недалеко оттуда была
золотая гора. Он сошел с нее и опустился на серебряную гору, приблизившись к
ней с севера. В своем хоботе, который был похож на серебряный канат, он нес
белый лотос; трубя, он вошел в золотой терем, описал три правильных круга
вокруг ложа своей матери, ударил ее в правый бок и оказался внутри ее чрева.
Так, когда луна была в лунном доме Уттарасалха
[83]
, он обрел новую жизнь. На следующий день царица проснулась и рассказала о
своем сне царю. Царь позвал 64 знаменитых брахмана, оказал им почести, ублажил
их прекрасной едой и другими дарами. Когда они насладились этими удовольствиями,
он велел царице рассказать сон и спросил, что должно случиться. Брахманы
сказали: «Не тревожься, о царь, царица понесла младенца мужского, а не женского
пола, и у тебя будет сын; если он будет жить дома, он станет царем, властелином
мира; если он оставит дом и уйдет от мира, он станет Буддой, тем, кто снимет с
мира покров (неведения)».
Затем следует рассказ о землетрясении и перечень явленных в это время тридцати
двух знамений. Первое из них — это великий безграничный свет; и, будто жаждая
созерцать его славу, слепые прозревают, глухие слышат, немые говорят, у калек
выпрямляются члены, хромые идут, огонь во всех адах потухает. Далее, вплоть до
рождения, изложены другие события, совпадающие с описанными в сутте; и затем
повествование продолжается.
Царица Махамайя, носившая Бодхисатту десять месяцев, как масло в кубке, когда
пришло ее время, пожелала отправиться домой к своим родственникам и обратилась
к царю Суддходане: «Я хочу, о царь, пойти в Дэвадаху, город моей семьи». Царь
согласился и велел, чтобы дорогу от Капилаваттху к Дэвадахе разровняли и
украсили сосудами, наполненными бананами, флагами и знаменами. И, усадив в
позолоченный паланкин, который несла тысяча придворных, отослал ее с большой
свитой. Между городами есть прелестная роща деревьев сал, принадлежащая
обитателям обоих городов; она называется рощей Лумбини. В то время от корней до
кончиков ветвей она представляла собой сплошную массу цветов, и среди ветвей и
цветов порхали рои пятицветных пчел и стаи разных мелодично щебетавших птиц.
Когда царица увидела это, ей захотелось развлечься в роще. Придворные внесли
царицу в рощу. Она подошла к подножию большого садового дерева и захотела
ухватиться за ветку. Ветка, как гибкий тростник, согнулась и оказалась недалеко
от ее руки. Протянув руку, она схватила ветку. Вслед за тем у нее начались
схватки. Тогда свита, установив перед ней ширму, удалилась. Сжимая ветку и стоя,
она разрешилась. В этот момент четыре Махабрахмы, обладающие чистым сознанием,
явились с золотой сетью и, приняв в нее Бодхисатту, показали его матери со
словами: «Радуйся, о царица, могучего сына ты родила». Другие создания,
рождаясь, запятнаны грязью, но не Бодхисатта. Бодхисатта, как проповедник
Учения, нисходящий с места учения, как человек сходит по лестнице, распрямил
руки и ноги и, не замаранный и не запятнанный никакой грязью, сияя как
жемчужина на ткани Бенареса, родился у своей матери. Однако, чтобы почтить
Бодхисатту и его мать, два потока воды пролились с неба, осуществив положенную
церемонию над телами Бодхисатты и его матери. Тогда из рук брахм, которые
стояли, принимая его в золотую сеть, четыре великих царя получили его, поместив
на торжественный покров из мягкой антилопьей кожи, а из их рук получили его
люди, поместив на шелковую подушку. Когда он освободился из рук людей, он
ступил на землю и посмотрел на восточную четверть земли. Тогда боги и люди
воздали ему честь, украсив ароматными гирляндами, и сказали: «О великий, нет
никого, кто был бы подобен тебе, и тем более нигде нет превосходящего тебя».
Итак, изучив четыре четверти мира, промежуточные четверти надир, зенит и десять
четвертей и не видя никого, подобного ему, он сказал: «Это северная четверть»
[84]
— и сделал семь шагов. Когда Махабрахма держал над ним белый зонтик, суяма —
веер, а остальные божества следовали за ним с другими символами царского
величия в руках, на седьмом шагу он остановился и, возвысив свой благородный
голос, прорычал львиным рыком: «Я главный в мире».
В этот день начинают свое существование и семь других созданий: Дерево
просветления, мать Рахулы (его будущая жена), четыре вазы с сокровищами, его
слон, его конь Кантака, его возница Чанна и Калудайин — сын министра. Все они
вновь появляются в легенде. Обитатели обоих городов в тот же день проводили
Бодхисатту обратно в Капилаваттху. Его мать умерла, как и все матери бодхисатт,
через семь дней.
День его зачатия был днем полнолуния уттарасалха, второго из двух лунных
созвездий, по которому назван месяц асалха или асадха (июнь—июль). Это
согласуется с традиционной датой его рождения в день полнолуния висакхи или
|
|