|
поэме, признававшейся канонической не всеми школами. В ней использована во
многом сходная фразеология, но там говорится уже о двадцати четырех
предшествовавших буддах
[76]
. Это свидетельствует о развитии предания, поскольку последовательность
последних шести будд (Випассин или Випашит, Сикхин, Вессабху или Вишвабху,
Какучханда или Кракучханда, Конагамана или Канакамуни и Кассапа или Касьяпа)
совпадает с принятой другими школами.
В других школах предание тоже развивалось, хотя и по-разному. В «Лалитавистаре»
перечисляется пятьдесят четыре будды, а в «Махавасту» — больше сотни, причем в
оба списка включен Дипанкара — будда, при котором Готама решился достичь
просветления. Даже самая ранняя форма палийской легенды повествует о рождении,
отречении, просветлении и первой проповеди Випассина почти в тех же словах, что
и о жизни Готамы. Все варианты предания о рождении Будды основываются на
представлении о том, что он был царским сыном. Однако общепризнанно, что это не
исторично. Среди исследователей существует обычная практика исключения явно
неправдоподобных фрагментов и принятия всего остального за исторически
достоверные сведения. Действительно, мы находим места, где просто говорится,
что Будда принадлежал к знатному роду кшатриев и в его роду насчитывалось семь
поколений чистокровных кшатриев и с материнской, и с отцовской стороны. Однако
там нет информации об именах и событиях, связанных с его рождением. Только в
легенде о его царском происхождении мы находим упоминания имен его родителей, и
остается открытым вопрос: оправдано ли выделение в ней внешне правдоподобных
фрагментов? Не является ли все предание о происхождении Будды позднейшим
вымыслом, в который добавлены не только имена его дядей и кузенов, но и имена
его жены и родителей?
[77]
Фрагменты этой легенды есть и в Каноне. Впервые ее последовательное изложение
встречается в комментарии к «Джатакам» и в «Лалитавистаре». Готама, который во
время предыдущего рождения при Дипанкаре принял решение стать Буддой,
возродился после многих жизней на небесах Тушита
[78]
. Там он оставался, пока не наступила пора его возрождения в последнем
существовании. Когда боги объявляют, что должен появиться новый Будда,
Бодхисатта раздумывает пять раз.
Прежде всего, он выбирает время. В начале кальпы, когда люди живут более ста
тысяч лет, они не понимают, что такое старость и смерть, и потому это еще не
время для проповеди. Когда же их век слишком короток, призыв к ним не успеет
возыметь действие; им нужно проповедовать, когда длительность человеческой
жизни составляет приблизительно сто лет. Он обнаруживает, что ему следует
родиться именно в это время.
Затем он обдумывает, какой континент ему подходит, и выбирает Джамбудипу
(остров Сизигий), то есть Индию, согласно древним географическим представлениям
— один из четырех больших континентов (в центре мира лежит гора Меру). Третьей
он выбирает страну. Это Маджджхимадеса, Средний район, поскольку именно там
рождаются будды, великие адепты учения и владыки мира; там и находится
Капилаваттху
[79]
.
Четвертой он обдумывает семью — она должна быть брахманской или кшатрийской, но
не ниже. Поскольку тогда в чести были кшатрии, каста воинов, он выбрал их,
сказав: «Царь Суддходана будет моим отцом». Затем, обдумав достоинства матери,
он выбрал царицу Махамайю — Майю Великую, и увидел, что ее жизнь будет длиться
еще десять (лунных) месяцев и семь дней.
В «Лалитавистаре» Бодхисатта не раздумывает над выбором родителей, а описывает
шестьдесят четыре качества, требуемых от семьи, и тридцать два — требуемых от
матери. Основываясь на этом, боги определяют, кто станет его родителями. Когда
все это было установлено, он расстался с богами, сойдя на землю; и тогда же,
согласно «Лалитавистаре», назначил своим наместником на небесах Бодхисатту
Майтрейю, который должен стать следующим буддой.
Нижеследующую историю о зачатии и рождении отличают две черты, делающие
полезным анализ ее различных форм. Этот рассказ есть и в самом Каноне, и в
позднейших текстах, и, следовательно, мы располагаем примером старейшего
свидетельства. Во-вторых, всю эту историю сравнивали с чудесным рождением в
Евангелиях, и она составляет один из элементов проблемы исторических отношений
между буддизмом и христианством. Канонический ее вариант изложен в «Рассуждении
о дивных и замечательных событиях»
[80]
, где любимый ученик Ананда рассказывает Будде о зачатии и рождении. Ананда
также по тексту утверждает, что он слышал о них от Господина. Это не
вдохновенное утверждение; для комментатора было естественно сделать такую
ремарку, поскольку для него это, безусловно, было истинным. Ананда, как
|
|