Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Индии :: Томас Эдвард - Будда.История и легенды
<<-[Весь Текст]
Страница: из 168
 <<-
 
История рождения и юности Будды — это продолжение предания о царской 
родословной шакьев, но в Каноне об этом сказано даже меньше, чем о ранней 
генеалогии царского дома. Кроме того, канонические фрагменты, имеющие отношение 
к первой половине его жизни, по общему мнению, не относятся к изначальному 
тексту. Каковы их подлинные значение и ценность, можно увидеть, осуществив их 
подробный анализ. Керна упрекали за то, что он объединял предания, 
принадлежащие различным школам, в одно повествование. Это, бесспорно, 
ненадежный метод, желаем ли мы проверить ценность разнящихся друг от друга 
отчетов или же стремимся просто воспроизвести их в том виде, в котором они 
сложились в различных буддийских школах. В результате применения такого метода 
выходит нечто, чего не признала бы ни одна школа. С другой стороны, 
воспроизвести версию, бытовавшую лишь в одном течении, значит скрыть 
противоречия и пожертвовать полнотой картины. Сравнивая работы различных школ, 
мы получаем яснейшее доказательство того, что предания развивались, к ним 
добавляли новые имена, а события, о которых ранее лишь намекали или упоминали 
вскользь, различными путями обрастали подробностями и толкованиями. Никто не 
считает ни одну из этих версий исторической. Однако игнорировать все эти 
изменения тоже невозможно, если только нас не удовлетворяет в высокой степени 
субъективная подборка событий, которую осуществляют западные ученые, дабы 
представить правдоподобное или заслуживающее доверия повествование. Приведенная 
выше легенда о шакьях кончается так:

«
И вот шакьи и колии заключали между собой браки, и от них произошли потомки. 
Линия эта дошла до царя Сихахану. У Сихахану было пять сыновей, Суддходана, 
Амитодана, Дхотодана, Суккодана и Суккходана
. Царством же правил Суддходана. Его жена Махамайя зачала Великое Существо, 
когда он достиг совершенств, как рассказывается в джатаке «Ниданы»».


Цейлонские хроники, черпающие информацию из комментариев, добавляют еще 
Джаясену, отца Сихахану, сестру Сихахану Яшодхару, кроме пяти сыновей и двух 
дочерей Амиты и Памиты. В тибетской версии упоминаются только четыре сына; там 
не говорится о Суккходане или Суккодане, а также о Памите, но добавлены другие 
три дочери — Суддха, Сукла и Дрона; их имена, несомненно, имеют своей моделью 
имена братьев. В «Махавасту» также сказано об этих четырех сыновьях и дочери 
Амите. Палийская версия и «Лалитавистара» знают только Майю или Махамайю и 
Махападжапати — жен Суддходаны; согласно палийской версии, они дочери Анджаны, 
сына Дэвадахи шакьи
[73]
.


Махападжапати в «Лалитавистаре» также названа Махапраджавати — эта форма имени, 
возможно, в действительности оно означает «богатая потомством»
[74]
. Другие источники говорят о женах Суддходаны по-разному. В Тибетском каноне 
даны имена Майя и Махамайя, то есть одно имя удваивается, а в «Лалитавистаре», 
как и в тибетской версии, имя их отца — Супрабудда шакья. В «Махавасту» Майя 
превращается в четырех персонажей. Согласно этой любопытной истории, ее отца 
звали Субхути — шакья из Дэвадахи, женой же его была дама из колиев. У него 
было семь дочерей — Майя, Махамайя, Атимайя, Анантамайя, Кулия, Коливаса и 
Махапраджапати. Суддходана приказал своим министрам найти для него подходящую 
жену, и они доложили, что прекраснейшая их всех — это Майя. Он попросил ее руки,
 но ему ответили, что ему отдадут ее, когда будут выданы замуж шесть старших 
сестер. Тогда Суддходана попросил в жены всех семерых и получил их. Он поместил 
Майю и Махапраджапати в свой гарем, а остальных пять отдал своим братьям. Здесь 
есть противоречие, для «Махавасту» совсем неудивительное: только что говорилось,
 что у Суддходаны было только три брата. В тибетской версии рассказывается 
абсолютно другая история, согласно которой Супрабудда предложил обеих своих 
дочерей царю Симхахану для его сына принца Суддходаны. Он принял младшую, 
Махамайю, но должен был отказать Майе (то есть, по другим легендам, 
Махападжапати), поскольку закон шакьев разрешал иметь только одну жену. 
Впоследствии, когда Суддходана одержал победу, ему разрешили иметь двух жен, и 
он женился на Майе.




Глава 3. Рождение Будды


Датой рождения Готамы Будды обычно считают приблизительно 563 г. до н.э.
[75]
В двух местах в Каноне он назван сыном Суддходаны и царицы Майи. Первый из этих 
пассажей в «Махападана-сутте» фактически представляет собой повествование о 
жизни Будды, городе, откуда он был родом, о его касте, родителях и главных 
учениках. Кроме того, там в тех же самых выражениях изложены те же детали 
относительно шести предыдущих будд, первый из которых — Випассин — жил за 
девяносто одну кальпу до Готамы. Другой фрагмент содержится в «Буддхавамсе», 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 168
 <<-