Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Индии :: Томас Эдвард - Будда.История и легенды
<<-[Весь Текст]
Страница: из 168
 <<-
 
людей Правь твоим царством, о Готама.»

Будда отвечает:

«
Царь я и вправду, о Села, Царь Дхаммы, несравненный, Посредством дхаммы я 
вращаю колесо, Колесо, которое не остановить.»


Племя шакьев принадлежало к клану
(готта,
санскр.
готра)
Готама. Готра (буквально «коровье стойло») — это клан, чьи члены притязают на 
происхождение от одного предка, в данном случае от древнего брахмана риши 
Готамы. Его потомки известны как Готамы или на санскрите под производным именем 
Гаутамы
[65]
. Точно так же потомки риши Васиштхи — это Васиштхи (на пали — Васеттхи). Здесь 
мы сталкиваемся с одной трудностью. Почему семья кшатриев — воинов, гордых 
своим происхождением, претендует на принадлежность к готре брахманов? 
Ольденберг в первом издании своего «Будды» упомянул в качестве возможного, хотя 
и не вполне удовлетворительного, объяснения догадку Бюрнуфа. Бюрнуф полагал, 
что это связано с церемонией правара в начале ведического жертвоприношения, 
когда предки-риши жертвователя перечисляются жрецом-хотаром в формуле, 
адресованной Агни; в случае, если жертвователь не брахман, перечисляются предки 
родового жреца
[66]
. Но у нас недостаточно данных, чтобы с уверенностью утверждать, что этот 
обычай действительно послужил причиной наименования шакьев Готамами. Мы не 
знаем, насколько были распространены брахманические обычаи в этом регионе в VI 
в. до н.э. От комментаторов мы не получаем никакой информации, да и не похоже, 
чтобы они были в состоянии объяснить общественные практики, существовавшие за 
несколько веков до них. Но есть другие факты, подтверждающие предположение, что 
наличие некоего подобного обычая могло бы стать ответом на интересующий нас 
вопрос. Мы обнаруживаем, что соседние племена малла, которые тоже считали себя 
кшатриями, называли васеттхами в честь другого ведийского риши Васиштхи. В то 
же время первые три будды из шести предшествовавших названы кшатриями из готры 
Конданна
[67]
. Самого же Будду называют Ангирасой, то есть потомком Ангираса, который наряду 
с Готамой является одним из трех предков клана Готамы, перечисляемых при 
церемонии правара
[68]
.


Позднейшие буддисты, по-видимому, полностью забыли о ведийских риши. Об этом 
свидетельствует то, что тибетская легенда объясняет имя Гаутама, называя 
Гаутаму просто одним из предков Будды
[69]
. Проще было бы считать Готаму шакьев другим человеком — тезкой риши, но тогда 
останется необъясненным такой эпитет Будды, как Ангираса, а также ведийское 
название племени малла. За неимением точного объяснения нам остается принять на 
веру тот факт, что некоторые племена кшатриев притязали на принадлежность к 
брахманским готрам.

Среди этих народов могли сохраняться неарийские обычаи. Названия селений шакьев 
по большей части совсем не похожи на арийские, и существуют предания, 
посвященные таким событиям, что вряд ли они могли быть созданы в полностью 
проникнутом брахманизмом сообществе. Одно из них — это история о женитьбе 
шакийских принцев на своих сестрах. О ней вспоминают в рассказе о ссоре между 
шакьями и колиями во времена Будды: колии попрекают шакьев их происхождением. 
Будда, как и его отец, женился на родственнице, принадлежавшей к той же готре, 
причем в той степени родства, при которой брак запрещается.

У нас нет причин предполагать, что народы северовосточной Индии были арийцами в 
том смысле, в котором арийцами были ведические индийцы. Основную часть 
населения, судя по всему, составляли колы или мунды. Язык мундов полностью 
отличен от дравидийских, он родственен языкам сообществ, которые ныне живут на 
границах Ассама
[70]
. Брахманизм распространялся мирно, поскольку, несмотря на характерную для него 
кастовую замкнутость, присоединение новых племен к культурной общности 
происходило веками. Те, кто принимал его религиозную практику, входили в 
брахманическую систему при помощи фикции дополнительных каст
[71]
. Однако под всем этим покровом культуры жили старые поверья и обычаи другой 
цивилизации.

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 168
 <<-