|
город этот находится в шести лигах (йоджанах) к югу от Капилаваттху, и, если
мы примем вычисления Чайлдерса, согласно которым в йоджане двенадцать миль,
этому описанию будет точно соответствовать Сакета
[50]
. Для паломников, судя по всему, йоджана насчитывала около семи миль.
Каннингем идентифицировал Саваттхи с Сахет-Махет, руинами на западной границе
района Гонда в Оудхе к югу от реки Рапти, в 58 милях от Физабада
[51]
. В 1875 г. А.С.Л. Карлейль по результатам своих раскопок в Бхуйле (районе
Басти) сделал вывод, что проведенная им идентификация этого места с
Капилаваттху была «почти бесспорной, если не абсолютно убедительной»
[52]
. Но дальнейшие раскопки привели к приблизительной идентификации Капилаваттху
как места к востоко-северо-востоку от Сахет-Махет, а по сведениям китайских
паломников, она находилась на юго-востоке. В результате В.А. Смит поместил
Саваттхи дальше к северо-западу. Он заявил, что обнаружил этот город на Рапти в
пределах границ Непала, за несколько миль к северовостоку от железнодорожной
станции Найпалгандж
[53]
. Но там были всего лишь остатки руин, расположение которых, по его расчетам,
больше соответствовало рассказам китайских паломников. Тем не менее даже и
тогда ему пришлось, как Каннингему, «исправлять» расстояния и числа в
свидетельствах китайцев, пока он не согласовал их, решив, что Капилаваттху,
куда проводили Фасяня, была не тем местом, которое видел Сюаньцзан. Однако
дальнейшие открытия надписей в Сахет-Махет показали, что, скорее всего, именно
там располагалась Саваттхи, по крайней мере в историческое время
[54]
. Затруднение все же остается — Сахет-Махет находится к западо-юго-западу от
Капилаваттху, а паломники помещали Саваттхи на северо-западе.
Более определенные результаты дали находки в районе Капилаваттху. В марте 1895
г. на берегу большого водоема Нигали-Сагар неподалеку от деревни Ниглива в
Непале, в 38 милях к северо-западу от станции Уска-Базар в районе Басти была
обнаружена надпись на колонне на языке магадх. В ней говорится, что царь
Пиядаси (санскр. Приядарсин, титул Ашоки в надписях) после своего священного
пребывания на троне в течение четырнадцати лет вдвое увеличил ступу Будды
Конакаманы, а после священного пребывания на троне (в течение двадцати лет)
пришел туда сам и поклонился Будде
[55]
.
Поскольку эта ступа упоминается Фасянем, который помещает Капилаваттху в
йоджане (около семи миль) от нее, сначала решили, что место города определено.
Однако колонна находилась не там, где ее первоначально установили, и никаких
следов ступы не было обнаружено
[56]
. В следующем, 1896 г. была найдена еще одна колонна, также в пределах границ
Непала, в тринадцати милях южнее реки Нигливы, у деревни Падарии
[57]
. На ней оказалась надпись, которую доктор Хульцш перевел следующим образом
[58]
:
Когда после коронации царя Деванамприи Приядарсина прошло двадцать лет, он
лично явился и поклонился этому месту, поскольку здесь родился Будда Шакьямуни.
Он приказал установить камень с лошадью (?) и возвести каменную колонну (чтобы
обозначить), что Благословенный был рожден здесь. (Он) освободил деревню
Луммини от налогов, разрешив ей платить (только) восьмую часть (урожая).
И в палийском, и в санскритском повествовании это место названо Лумбини
[59]
. В индуистском храме неподалеку хранится изображение рождения Будды царицей
Майей.
Это позволяет точно определить место, где, согласно традиции, родился Будда, и
предположить, что сам город Капилаваттху находится в нескольких милях к западу
оттуда. Но в рассказах паломников столько расхождений, что исследователи не
смогли прийти к согласию относительно идентификации всех упомянутых в них мест.
В.А. Смит пишет: «Хотя почти все святые места, показанные Фасяню, были показаны
и Сюаньцзану, который упоминает еще несколько других, их описания различаются в
таких существенных деталях, что трудно поверить, будто авторы описывали те же
места»
[60]
. Соответственно, Смит приходит к заключению, что Капилаваттху, показанный
Фасяню, находился в Пиправе, девятью милями южнее Падарии, и что Тилаура-Кот в
|
|