Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Индии :: Томас Эдвард - Будда.История и легенды
<<-[Весь Текст]
Страница: из 168
 <<-
 
столицей магадх стала Паталипутта
[45]
. По преданию, перед смертью Будда пророчествовал, что крепость, строившаяся 
царем Аджатасатту на Ганге в Паталигаме для защиты от ваджей, станет столичным 
городом Паталипуттой. Традиции, повествующей о возвышении этого города, 
очевидно, можно доверять, если воспринимать ее не как предсказание, а как 
реальное знание составителя в то время, когда данный город действительно был 
столицей.


Саваттхи была столицей косал, и ее местонахождение обсуждается ниже. «Рамаяна» 
называет столицей Айодхью (на пали — Айоджха, современный Оудх или Айодхья 
недалеко от Физабада). В позднейших текстах Айодхью идентифицируют с Сакетой. 
Вряд ли можно сомневаться в том, что Сакета — это Айодхья санскритских текстов. 
Различие названий может объясняться тем, что Сакета — это название района (так 
и Бенарес называют Каси); или же какой-нибудь победоносный царь нарек город 
новым именем Айодхья, что значит «непобедимая». Существует возможность, что с 
расширением власти Косалы на юг Сакета или Айодхья заняли место Саваттхи в 
качестве столицы. Следовательно, традиция «Рамаяны» может быть выражением 
исторически более позднего этапа, чем буддистская традиция. Айоджха дважды 
упоминается в Каноне (Сам., ш, 140, iv, 179), причем в обоих случаях сказано, 
что она стоит на Ганге. Но поскольку Айоджха определенно не находилась на этой 
реке, здесь мы, по-видимому, имеем дело с традицией, основанной на 
недоразумении, что касается особенно того фрагмента, где вместо Айоджхи 
говорится о Косамби. Косамби была столицей вамс или вате, и Каннингем 
идентифицировал ее с двумя деревнями Косам на Джамне примерно в девяноста милях 
от Аллахабада. Очевидно, пассаж «Самьютты», который помещает ее на Ганге, 
нельзя считать обоснованным. В.А. Смит считал, что она находилась дальше к югу, 
в одном из штатов Багхелкханда
[46]
.


Весали (Вайшали) все отождествляют с руинами в Басаре в районе Музаффарпур 
северного Бихара
[47]
. Таккасила, известная грекам как Таксила, была столицей гандхаров. Она часто 
упоминается в комментариях, особенно как место обучения. Несомненно, когда 
буддизм распространился на северо-западе, это было фактом. Но она никогда не 
упоминается в суттах, и нет причины полагать, что она была известна в более 
раннее время.




Глава 2 . Родина и семья Будды


O стране сакьев (на санскрите — шакьев) известно только из буддийских текстов. 
Согласно современным исследованиям, она простиралась вдоль границы Непала между 
Бахраичем и Горакхпуром, в северо-восточной части Объединенных Провинций
[48]
. Самая ранняя информация о ней содержится в вводных пассажах к рассуждениям, 
где часто упоминаются столица Капилаваттху (на санскрите — Капилавасту), 
различные деревни или селения страны шакьев и Саваттхи (на санскрите — 
Шравасти), столица косал. Из источников этих мы узнаем очень мало собственно о 
географическом положении упомянутых местностей, хотя и можем предположить, что 
их названия, как и названия таких известных мест, как Раджагаха, Весали и 
Бенарес, реальны. Это именно те элементы традиции, которые вряд ли можно 
считать вымышленными. Наше реальное знание об этих местах основано на трех 
источниках:

— на традиции, сохранившейся в комментариях, и основанных на ней компиляциях;
— на отчетах китайских паломников, посетивших святые места Фасяня (399—414) и 
Сюаньцзана (629—645);
— на современных археологических находках.

Название города, из которого были изгнаны принцы шакьев, позже основавшие 
Капилаваттху, в палийском рассказе не упоминается. В «Махавасту» этот город 
назван Сакетой (Айодхьей), а город царя каси — Косалой. Рассказывается, что 
принцы отправились на север и основали Капилаваттху на склонах Гималаев. Сакета 
кажется единственным местом, которое удовлетворяет обеим формам легенды, и 
можно предположить, что рассказ в том виде, в каком он до нас дошел, не старше 
того времени, когда Сакета заменила Саваттхи в качестве столицы Косалы
[49]
.


Город, откуда ушли принцы, не мог быть Саваттхи китайских паломников, поскольку 
они сообщают, что он располагался на северо-западе от Капилаваттху. По преданию,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 168
 <<-