Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Индии :: Томас Эдвард - Будда.История и легенды
<<-[Весь Текст]
Страница: из 168
 <<-
 
каси, чьим главным городом был Бенарес на Ганге. Царство косал (столица 
Саваттхи, или Шравасти) простиралось к северу от краев каси до Гималаев, а на 
северных границах обосновались шакьи и их соседи на востоке — колии. Все это — 
названия племен, и для того периода неправильно использовать термины Анга, 
Магадха и прочее, как если бы это были названия стран. В VI в. до н.э. магадхи 
и косалы из племен развились в соперничающие царства, каси были захвачены 
косалами, а анги — магадхами. Это все народы, которые могут претендовать на 
какое-либо отношение к местам, где протекала жизнь Будды. Самые ранние 
свидетельства предоставляют нам «Дигха» и «Маджджхима», там во вводных или 
поясняющих пассажах к рассуждениям рассказывается о местах, где они были 
произнесены. Эти упоминания нельзя считать подлинными свидетельствами, 
современными Будде; они лишь принадлежат к основной традиции двух школ 
воспроизведения слов Будды; но они возникли действительно давно, и это 
подтверждается тем, о чем они умалчивают. Так, в этих компендиумах не говорится,
 что Будда останавливался в местах, расположенных за пределами земель каси, 
косал, анг, магадх, куру, ваджей и малл. Даже Бенарес, который многократно 
возникает в комментариях, редко упоминается в Каноне.

В Каноне несколько раз приводится упорядоченный перечень местностей, и мы можем 
видеть из его вариаций и расширяющейся географии, как он постепенно 
увеличивался. Даже самая короткая версия перечня, вероятно, относится к 
позднейшему периоду, когда географические познания были более обширны, чем те, 
что отражены в сводных списках названий мест, где произносились речи. Она 
находится в «Джанавасабха-сутте»
[41]
, где Будда рассказывает о судьбе учеников, умерших в разных странах. В этой 
сутте, помимо перечисленных выше народов, упоминаются чети и вамсы (ватсы), 
живущие к западу от Праяги (Аллахабад), куру-панчалы, живущие к северо-западу 
от косал, и маччхи и сурасены, обитающие еще дальше на западе. Получившийся 
перечень из двенадцати названий расширен в «Ангуттаре»
[42]
, где к нему прибавлены: 1) ассаки в южной Индии, 2) аванти к северу от 
виндхьев и на крайнем севере, 3) гандхары, 4) Камбоджи. Это так называемые 
шестнадцать сил. Перечень из шестнадцати наименований считается очень старым, 
возможно даже добуддийским. Но скорее всего, он сложился в результате 
постепенных дополнений, в особенности это касается последних четырех названий, 
которые полностью отсутствуют в самых ранних сборниках, зато часто-упоминаются 
в комментариях и позднейших документах.


В более поздней «Ниддеше» перечень претерпевает дальнейшие изменения. Туда 
вставлены сагары и калинги из юго-восточной Индии, а гандхаров заменяют ионы 
(греки или персы). Сиамская редакция «Ниддеши» сокращает количество названий до 
одиннадцати. В любом случае нас могут интересовать лишь первые шесть названий, 
поскольку к остальным не привязаны никакие события жизни Будды, и они 
фактически отстоят очень далеко от региона первоначального распространения 
буддизма. Нигде в четырех Никаях не упомянуты ни Бенгал (Ванга), ни Цейлон
[43]
.


Ни о каких районах Деккана толком ничего неизвестно. В перечне из шестнадцати 
названий сказано, что ассаки обитали у берегов Годавари. Единичное упоминание 
этой реки содержится также во вводных стихах к «Параяне» — части «Сутта-нипаты» 
(977). «Параяна» действительно составлена достаточно рано, но она открывается 
легендой, четко обозначенной как
ваттхугатха,
«стихи к истории». Нет причины думать, что эта легенда в той форме, которой мы 
располагаем, является ровесницей «Параяны». По стилю она совершенно отлична от 
остального текста. Как и в прозаических введениях к другим рассуждениям в 
«Сутта-нипате», в ней рассказывается об обстоятельствах возникновения 
последующего текста, и большая часть ее написана стихами. Вероятно, более 
ранняя прозаическая версия предшествовала стихам, поскольку история все же 
имеет два окончания, первое — в прозе, а второе — в стихах, по содержанию 
повторяющих прозаический фрагмент и частично совпадающих с ним лексически. 
Несомненно, легенда может быть старой, но этого нельзя сказать о подробностях, 
которыми она могла обрасти при переработке. В ней описано путешествие — кружной 
путь от Годавари мимо Уджени. Текст включает в себя большинство известных 
буддийскому преданию мест: Косамби, Сакету, Саваттхи, Сетавью, Капилаваттху, 
Кусинару, Паву, Бхоганагару, Весали и город магадх (Раджагаху). Вполне возможно,
 что маршрут путешествия соответствует действительному маршруту, проложенному в 
то время, когда эти места стали объектами паломничества. Кроме того, существует 
перечень городов, принадлежащий к тому же слою предания, что и перечень стран. 
В рассказе о смерти Будды Ананда говорит, что господину не подобает умирать в 
таком маленьком месте, как Кусинара, ведь есть большие города, например, Кампа, 
Раджагаха, Саваттхи, Сакета, Косамби и Бенарес
[44]
. Ангская Кампа находилась поблизости от современного Бхагалпура. Раджагаха 
носила также название Гириббаджа. Это была старая Раджагаха — город, окруженный 
пятью холмами. Новый город, как говорят, был построен Бимбисарой. Впоследствии 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 168
 <<-