Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Индии :: Томас Эдвард - Будда.История и легенды
<<-[Весь Текст]
Страница: из 168
 <<-
 
Но проблема происхождения легенды о шакьях имеет особое значение. Фаусбеллем
[39]
было указано, что в этой истории есть соответствия «Рамаяне», и одна из ее 
версий содержится в «Джатаке». Это «Дасаратха-джатака» (№ 461). У Дасаратхи, 
царя Бенареса, трое детей — Рама, Лаккхана и дочь Сита. Царица умирает, и 
следующая царица добивается для своего сына Бхараты права преимущественного 
престолонаследия. Царь, опасаясь ее зависти, изгоняет Лаккхану и Раму, и Сита 
сопровождает их по своей воле. Они уходят в Гималаи на двенадцать лет, 
поскольку предсказатели сообщили царю, что именно столько ему осталось жить. Но 
через девять лет он умирает от печали, и Бхарата отправляется за братьями. Рама 
отказывается вернуться до истечения предписанных двенадцати лет, и оставшиеся 
три года правят царством его сандалии, после чего он возвращается на царство и 
делает своей царицей Ситу.


Здесь мы видим определенные отличия от поэмы «Рамаяна». Изгнанники отправляются 
в Гималаи (обычное явление в «Джатаках»), а не в Деккан. Нет похищения Ситы, 
которая здесь не дочь царя Видехи, а сестра Рамы, и царь в поэме умирает вскоре 
после ухода Рамы. Но имена всех упомянутых персонажей совпадают, и общий ход 
событий такой же, как в «Айодхье-канде», включая даже установление сандалий в 
отсутствие Рамы. Бенарес замещает Сакету или Айодхью, возможно, в результате 
постоянных механических вставок в текст «Джатак» упоминаний о царе Бенареса. 
Вариант сказания, изложенный в «Дасаратха-джатаке», относится к V в. и является 
обратным переводом на пали с сингальской версии. Поэма, бесспорно, старше этого 
варианта, но нет причин предполагать, что один из этих текстов непосредственно 
происходит от другого. Само предание, вероятно, существовало и до поэмы. Оно 
могло сохраняться в фольклорной традиции независимо от добавлений и выдумок 
Вальмики. Стихи «Джатаки», в отличие от некоторых стихов в других 
повествованиях, не кажутся очень старыми. Одно из них находится в самой 
«Рамаяне», а пять остальных — в «Саммапариббаджания-сутте» «Сутта-нипаты» (578, 
576, 583, 585, 591). Они, по всей видимости, были заимствованы из сутты, а не 
наоборот. Специфическая мораль «Джатаки» о том, что не следует грустить по 
умершим, присуща и «Рамаяне» (II, глава 105).Для нас история Рамы важна, 
поскольку она напоминает легенду о шакьях. Главный мотив совпадает: старшие 
сыновья изгнаны из-за зависти любимой жены, которая добивается царства для 
собственного сына. О том, что это сходство признавалось и палийскими 
комментаторами, свидетельствует также тот факт, что в каждой из историй 
присутствуют идентичные выражения. Другой необычной особенностью является 
женитьба четырех изгнанных сыновей на своих сестрах; параллельно этому в 
«Джатаке» Рама женится на своей сестре Сите. Один из рассказов построен по 
образцу другого, и для нас несомненно, что моделью была именно история Рамы. 
Альтернативой было бы предположение, будто и «Дасаратха-джатака», и «Рамаяна» 
основаны на легенде о шакьях. То, что буддизм являлся важным источником 
индийских легенд, было любимой теорией Т. Бенфея, но все в «Джатаках» 
свидетельствует против этого
[40]
. Небуддийские и даже антибуддийские рассказы были включены в собрание «Джатак» 
и адаптированы для иллюстрации этических максим (а иногда составители даже не 
трудились придать им буддийскую окраску).

И буддийский рассказ о происхождении вселенной, и генеалогия шакьев, и 
связанные с ней легенды явно испытали воздействие индуистской, в особенности 
пуранической, традиции. Противоречия между различными версиями, а также 
заимствование имен и родословных исключают всякую вероятность того, что у 
генеалогии шакьев была историческая основа. В действительности ее основой был 
исторический факт существования шакьев и колиев, который и задал художественную 
структуру легенды. Эта легенда (если и не во всех деталях) была включена в 
текст, который обычно считают самым древним свидетельством. Он действительно 
самый древний, насколько вообще можно говорить о выделении уровня свидетельств 
в самом Каноне. Можно предварительно определить этот уровень без опоры на 
какие-либо субъективные критерии при помощи исключения многочисленных пассажей, 
которые сами тексты приписывают не Будде, а другим авторам, а также посредством 
отбора легендарных элементов, которые часто зафиксированы в качестве 
комментариев и не рассматриваются как высказывания Будды. Субъективный элемент 
вводится, поскольку присутствует стремление сконструировать из легенд вероятную 
историю; оно обычно и реализуется, причем на абсолютно произвольных основаниях. 
Легенды, о которых мы только что говорили, в таких случаях игнорируют, и 
историю начинают с современников Будды шакьев и его ближайших родственников. 
Кроме того, используют только одну форму предания о семье Будды, или же ту ее 
часть, которая кажется правдоподобной, а остальные спокойно опускают. Сейчас мы 
рассмотрим именно эту часть предания.

Справка о географии раннего буддизма

Родина буддизма находится в районе, который теперь называется южным Бихаром, к 
западу от Бенгала и к югу от Ганга. Это была страна магадх со столицей в 
Раджагахе (Раджгире). К востоку оттуда жили анги, главным городом которых был 
Кампа. К северу от магадх и по другую сторону Ганга жили племена ваджей 
(главный город Весали), а еще дальше к северу — маллы. К западу от магадх жили 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 168
 <<-