|
пертых»
водах и водочерпальных колесах, которые могли использоваться для орошения полей.
В ведийских самхитах упоминается и о специальных каналах для ирригации.
Населению ведийской эпохи были известны многие злаки, в том числе ячмень,
рис, пшеница, бобовые. При раскопках поселений культуры «серой расписной
керамики», относящихся к XI — IX вв. до н. э., археологи обнаружили зерна риса
н пшеницы. Рисоводство явилось результатом широкого освоения долины Ганга. По
мнению ученых, рис не был известен арпям до их прихода в Индию, и искусство его
выращивания они заимствовали у местных племен.
Наряду с земледелием большую роль в жизни ведийских племен играло
скотоводство. В ведийских теистах неоднократно говорится, что владение скотом
составляет главное богатство человека. Авторы гимнов постоянно обращаются к
богам с просьбой наделить людей коровами; воина воспринималась как стремление
получить коров. Захват скота, очевидно, являлся основной причиной столкновений
между ведийскими племенами. Показательно, что термин «агхнья» (т. е. «тот, кто
не должен быть убит») часто применяется для обозначения коровы, свидетельствуя,
вероятно, уже и о некотором освяще-ппп этого животного. Специальные церемонии
имели целью защитить скот и урожаи от различных бедствий. При раскопках
Хастинапура в слое культуры «серой расписной керамики» были обнаружены кости
быка, козы, овцы, свиньи, лошади.
Основными средствами передвижения были повозки, запряженные волами, и
колесницы, запряженные лошадьми.
Ведийские племена жили в небольших укрепленных поселениях, которые, как
показывают археологические раскопки в долине Ганга, мало чем напоминали крупные
города Харапп-ской цивилизации. Очевидно, города — «пуры», о которых упоминают
еще гимны «Ригведы», представляли собой скорее сельские центры, состоящие из
небольших деревянных, глинобитных и каменных построек и укрепленные земляными
валами. Такие укрепления были, очевидно, весьма непрочными: ведь недаром в
гимнах часто упоминается о захвате и разрушении этих «пур». Раскопки индийских
ученых в Каушамби показали, что некоторые строительные навыки, традиции
хараппских городов были известны ведийским племенам Восточной Индии, но они не
оказали решающего воздействия на их строительное искусство.
Судя по раскопкам, рост городов в долине Ганга сопровождался развитием
ремесла. В текстах, в том числе и в гимнах «Ригведы», упоминаются различные
ремесленники — кузнецы, гончары, плотники, ювелиры, оружейники и т. д. Наиболее
почитаемым было искусство плотников и кузнецов, которые изготовляли
земледельческие орудия, военное оружие, строили жилища. Получает развитие как
внутренняя торговля между отдельными племенами, так и внешняя. Возможно,
последняя осуществлялась морем. В гимнах «Ригведы» говорится, например, о судах
в океане, имевших сто весел, а также о сокровищах океана. Не исключено, что
суда применялись и для передвижения по рекам. Постепенно складываются особые
группы профессиональных торговцев.
Имущественное и социальное неравенство
В ведийском обществе уже наблюдалось имущественное неравенство. Наряду с
богатой верхушкой, владевшей значительным количеством скота, существовали и
беднейшие слои. В текстах не раз упоминается о богачах и бедняках, о (пышных
жертвоприношениях и щедрых дарах первых и о скромных подношениях простых селян.
Уже в «Рирведе» говорится о клеймении скота, что, очевидно, делалось для того,
чтобы указать, кому он принадлежит.
В ведийских сочинениях (особенно поздневединского периода) появляются данные
о дарении п купле земли, хотя право собственника было в значительной степени
ограничено «волей племени». Обрабатываемые участки поступали во владение
частных лиц, что создавало условия для дальнейшего развития имущественного и
социального неравенства. Возникали вопросы наследования землей, «поры из-за
земли между отдельными лицами и племенами. Постепенно некоторые члены
(племенного коллектива богатели, становились привилегированным сословием в
некогда единой общине, владели даже рабами, а разорявшиеся общинники утрачивали
независимость и превращались в зависимых соплеменников.
Появление рабства явилось ярким показателем процесса развития имущественного
и общественного неравенства. Рабами (даса) вначале становились военнопленные
(недаром вначале «дасью» и «даса» значили враг), но затем в рабскую зависимость
стали попадать члены того же коллектива. Некоторые ученые ошибочно полагают,
что под «даса» понимались племена, в этническом отношении отличные от ариев, т.
е. до-явление рабства объясняется не социальными явлениями, а расовыми
различиями, хотя среди рабовндаса могли быть и члены автохтонных племен. В
«Атхарваведе» имеются интересные данные об использовании труда рабынь для
помола зерна. В ведийских источниках, даже в «Ригведе», упоминается о большом
числе рабов (иногда говорится о согнях и даже тысячах рабов у отдельных лиц),
но, насколько эти цифры соответствуют действительности, (сказать трудно.
Логичнее предположить, что здесь мы имеем дело с явным преувеличением, хотя сам
факт развития рабства и ведийскую эпоху не вызывает никакого сомнения.
Политическая организация
Дать характеристику политической организации ведийских племен — .задача
довольно сложная. Объясняется это не только скудостью имеющегося в распоряжении
ученых материала, но и тем, что племена эпохи «Ригведы» и поздпсведийокие
племена значительно отличались друг от друга как по своей политической
организации, так и по уровню историчеокого развития в целом. Если в
ранневедийский период племена находились на стадии первобытнообщинных отношений,
то в поздневедийский и особенно эпический период появляются классовое общество
и государство.
Ведийские племена жили ганами, которые первоначально представляли собой
родоплеменные коллективы, а затем — объединения уже классового характера. В
|
|