|
. В этот период происходили военные столкновения с местными племенами,
враждовали между собой и арийские племена.
Судя по гимнам «Ригведы», можно установить район обитания древних
индоарийских племен. Главной и священной рекой считалась Сарасвати, наряду с
которой были известны Инд (Синдху), Гумал и некоторые реки Пенджаба. Название
реки Ганг встречается в «Ригведе» лишь один раз. В её поздней, девятой части
(мандале) интересны данные о географических познаниях ригведийских племен: им
очель хорошо бьпи известны Гималаи; очевидно, они еще не знали о горах Виндхья,
так как в гимнах о них не упоминается. В более поздних ведийских сборниках —
самхитах ужо многократно говорится о различных областях Восточной Индии.
Конечно, расселение индоариев в разных районах проходило неодинаково,
по-разному протекало и их взаимодействие с местными племенами. Судя по
лингвистическим и археологическим материалам, в Пенджабе арии вступали во
взаимодействие преимущественно с дравидийскими племенами. Процесс ассимиляции
здесь происходил довольно быстро. Поскольку в ряде районов еще сохранялись
определенные традиции очень высокой в прошлом культуры, арии вступали в тесный
контакт с местным населением. В некоторых областях Восточного Пенджаба арии не
встретили серьезного сопротивления местных племён н быстро продвинулись на
восток, заселяя новые территории. Это отразилось и на языке ведийских племен.
Лингвистический анализ «Ригведы» и других ведийских самхит показал, что
дравидийские языки оказали заметное влияние на индоарийские, хотя их взаимо
действие было недолгим.
По-другому сложилось взаимодействие индоариев с мундскими племенами —
населением восточных районов страны. Ассимиляция в долине Ганга проходила не
так интенсивно: ведийские племена уже стояли на более высокой стадии развития,
образовывали своего рода ведийскую общность, сами были более «индианпзировапы»
(близко познакомились с традициями и культурой местных индийских народов и
восприняли ее). Многие мундскис племена были оттеснены ведийскими племенами в
лесные районы, и контакты индоариев с ними не были тесными, хотя и были
довольно продолжительными по времени. Поэтому влияние мундских языком
(мунл-ского субстрата) менее отчетливо выражено в языке ведийских индоарнев.
Сходная картина вырисовывается и из данных археологии. В некоторых
поселениях «серая расписная керамика», которую многие ученые приписывают
ведийским племенам, залегает под слоем с черно-красной керамикой, характерной
для энеолитической культуры племен Центральной п Западной Индии (очевидно,
дравидоязычных). В других поселениях культура «серой расписной керамики»
наследует культуру «медных кладов», принадлежащую, по всей вероятности,
древнемундским племенам Восточной Индии; кроме того, археологи вскрыли
значительное число поселений, где не прослеживается связь культуры «серой
расписной керамики» с предшествующими культурами.
В тех районах, где арийские племена застали традиции некогда высокой
культуры, процесс развития самих ариев протекал интенсивнее, быстрее шла
ассимиляция с местными племенами, а также движение ариев далее, на восток. Там
же, где арии были фактически «первыми поселенцами», требовалось больше времени,
на освоение этих районов, что замедляло общее развитие культуры пришлых племен.
Постепенно создавалась новая культура, которая вобрала в себя лучшие
достижения арийских и местных племён и стада общей для значительной части
населения Северной и Восточной Индии. Эту культуру неправомерно рассматривать
как пришлую и идоарийскую, очень условпо можно говорить о ней как о культуре
ведийских племен эпохи «Ригведы». Это была уже собственно индийская культура
первою тысячелетня до н. э.
Материалы археологи ясно показывают, что па смену культуре «серой расписной
керамики» приходит культура «северной черной лощеной керамики», которая
относится в основном уже ко второй половине первого тысячелетия до н .э. (VI
—II ив. до н. э.). Последняя широко использовала традиции предшествующего
периода, но являлась уже культурой не ведийских индоариев, а индийских племен
Северной Индии: поселения с этой культурой протянулись от Пенджаба до низовьев
Ганга. К середине первого тысячелетия до и. э. завершается освоение основных
районов Гангской долины, процесс расселения индоариев но Северной Индии. Этим
Временем можно датировать окончание собственно ведийского периода п начало
следующего, магадхско-маурийского.
Основные занятия ведийских племён
Основными занятиями населения ведийской эпохи были земледелие и скотоводство.
Развитию земледелия, переходу населения к оседлому земледельческому образу
жизни способствовало появление железа, его применение в различных отраслях
производственной деятельности. Судя по раскопкам, железо бы известно в Северной
Индии в XI в. до н. э., но широкое распространение оно получило позднее. Можно
предположить, что создатели «Ригведы» уже были знакомы с железом, хотя среди
последователей еще идут споры о терминологическом определении железа в это
время (очевидно, это был термин «айяс»), В более поздних ведийских текстах
употреблялся термин «шьяма» или «шьямас» (черный айяс).
С помощью железных орудий стало легче осваивать лесные районы Гангской
долины, обрабатывать почву, создавать в необходимых случаях искусственное
орошение. Железо способствовало также и развитию ремесла. Поля обрабатывали с
помощью деревянного плуга, мотыги, при сборе же урожая применяли серпы. Вместо
деревянного появляется плуг с железной вкладкой, что открыло совершенно новые
возможности для обработки каменистых почв. Ведийские тексты перечисляют
различные виды земледельческих работ, в том числе такие, как пахота, посев,
сбор урожая, обмолот зерна. Уже в «Ригведе» имеются свидетельства о «з
|
|