Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Индии :: Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. - История Индии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-
 
гимнах «Ригведы» содержатся своего рода предания о прошлом, когда арии жили 
едиными сплоченными коллективами, совместно трудились, вместе приносили жертвы 
богам, поровну распределяли плоды своего труда. Во главе этих там стояли 
ганапати. 
   В ведийских текстах есть прямые указания па то, что женщины не имели права 
присутствовать на заседаниях общины и, очевидно, вообще не имели никаких 
политических прав. Все вопросы внутренней жизни и управления решались 
полноправными общинниками на собраниях племенных коллективов — видатха, сабха. 
самити. 
   Среди ученых нет единодушия в трактовке этих терминов, так как данные 
источников о характере этих собраний часто противоречивы. Видатха, по всей 
вероятности, была наиболее древним институтом, своего рода сходкой членов 
племенных старейшин, и в отличие от самити на ней обсуждались в основном 
политические дела. Самити было, очевидно, более широким, чем сабха, собранием, 
но, каковы были его функции, сказать трудно. 
   Население объединялось в общины (грамы), которые состояли из больших 
патриархальных семей (кула). Родовые связи были еще очень сильны, и влияние 
рода (готры) оказывалось во всех областях жизни. Деревни — грамы тоже имели 
собственное управление. Постепенно племенные коллективы расслаивались, 
появлялось имущественное и социальное неравенство, органы племенного управления 
перерастали IB органы государственной власти, менялось положение ганапати, 
который из племенного вождя становился правителем государственного объединения. 

   Большой интерес представляют древние индийские легенды о зарождении царской 
власти. Согласно одной из них, вначале царя не было, все люди были равны и 
строго следовали нормам морали. Затем многие из них погрязли в удовольствиях, 
начали нарушать порядок, сильные стали пожирать слабых. Тогда главный бог 
Брахма создал власть царя и науку о наказании. 
   По другой легенде, люди сами избрали царя, чтобы он защитил их. Независимо 
от объяснения причин возникновения власти царя и государства, весьма 
показателен сам факт признания древними индийцами необходимости появления 
государственной власти. 
   Судя ио ранневедийским текстам, первоначально раджа выбирался народом, 
очевидно, собиравшимся для этого на особое собрание. В «Ригведе» и 
«Атхарваведе» имеются гимны, посвященные избранию царя. «Народ избирает тебя, 
чтобы править», — говорится в одном из гимнов «Атхарваведы». Здесь, как и в 
сходных гимнах «Ригведы», народ определяется термином «виш». Одной из главных 
функций царя была охрана подданных, он рассматривался как защитник народа. 
   Образование государства было длительным процессом, который сопровождался 
сохранением в течение долгого времени пережитков старой политической 
организации. Большую роль продолжали играть народные собрания — особенно сабха 
и самити, оказывавшие влияние при назначении царя. Постепенно из собрания 
соплеменников они становились собранием знати, приближенных царя. (Впоследствии 
под сабхой понимался зал для собраний, где проходили споры и даже игры; сабха 
была также и судебным органом.) Уменьшение роли сабхи и самити связано с 
усилением власти царя. Появляются органы государственной власти, о постоянные 
государственные должности. Народ облагается налогами. Бали, который раньше 
являлся добровольным подношением вождю племени или даром богу, превратился в 
обязательный и строго фиксируемый налог, уплачиваемый царю через специальных 
чиновников. 
   Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе со 
специальньм начальником (сенапи, сена-пати). Царь и профессиональные воины 
сражались на колесницах, свободные общинники — в пешем строю. 
   В ведийских источниках подробно описываются специальные церемонии (раджасуя) 
избрания царя, личности которого придавалось божественное освящение. Все 
большее значение приобретает царский жрец (пурохита), который осуществлял также 
функции астролога и советника царя. Немалый интерес представляет перечисление 
лиц, участвовавших в церемонии и называвшихся «делателями царя». Среди них 
упомянуты, например, грамани, что свидетельствует о сохранении влияния местных 
деревенских органов в центральном управлении. Постепенно практика избрания 
заменяется принципом наследования, и власть, как правило, переходит от отца к 
сыну. Так из ранневедийских ган возливают государственные образования, причем в 
зависимости от целого ряда условий они принимают форму монархий или республик. 
Эти государства территориально были еще невелики. Продолжительное время 
сохранялись архаические институты и черты первобытнообщинной организации, 
особенно в периферийных районах. 
      Происхождение варн. Сословно-кастовый строй
   Существование каст и кастовой организации обычно связывают только с Индией, 
но это представление не совсем точно соответствует данным истории и этнографии. 

   Отдельные признаки каст и некоторые элементы кастовой организации 
засвидетельствованы у многих народов. Ипдия же дает наиболее яркий пример 
развития кастовой организации, приобретшей в специфических условиях индийского 
общества крайнюю форму замкнутости. 
   Само слово «каста» в португальском языке означает «род, качество»; оно вошло 
в европейские языки для наименования замкнутых групп индийского общества после 
того, как португальцы в XVI в. проникли в Индию и познакомились с индийской 
социальной организацией. В самой Индии эти группы обозначаются санскритским 
термином «джати». Наряду с джати в древнеиндийском обществе существовали варны 
— сословия, очень древний институт, возникший еще в доклассовом обществе, а 
затем получивший закрепление и освящение в классовом обществе. Постепенно 
сословия-варны (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-