|
шее будто бы между
расовополноценными ариями и народами Индии, совершенно отрицая возможность
самостоятельного развития и прогресса местного населения. Согласно этим
антинаучным теориям только с приходом ариев в Индии появилось классовое
общество и образовалось государство.
Открытие развитой цивилизации в долине Инда заставило многих ученых
пересмотреть свои взгляды, но отголоски этой «теории» продол/кают звучать до
сих пор. К арижжпм народам могут быть oiнесены только древние иранцы и древние
ннд.ий-цы-индоарип: они сами называли себя ариями, а области где жили, —
«странами ариев». Само слово «арии» связано со словом «ачуа» (ari), которое в
ведийскую эпоху обозначало «иноземец», «чужак», а арии значило «связанный с
пришельцами, благосклонный к ним», позднее — «человек благородного
происхождения».
Данные сравнительною языкознания и других наук свидетельствуют о том, что
(некогда древние иранцы и древние индийцы жили вместе, образуя так называемую
индоиранскую общность. В пользу этою говорят, например, близость языков этих
народов и их древнейших письменных памятников («Авеста» у древних иранцев и
«Ригведа» у древних индийцев), большое сходство религиозных верований и многих
древних социальных институтов. Прародиной ариев, или территорией совместного
проживания предков древних иранцев и индийцев, одни ученые считают Среднюю Азию,
другие — южнорусские степи; из этих областей они соответственно ведут движение
древних иранцев в Иран, а древних индийцев в Индию, хотя опорным является и
вопрос о путях движения этих племен — либо через Кавказ в Иран и затем в Индию,
либо из Средней Азии иранцы в Иран, индийцы в Индию.
В настоящее (время все большее число ученых защищают кавказский путь
движения ариев но вполне возможно предположить, что длительное проникновение
шло двумя или несколькими путями и несколькими волнами.
К сожалению, до сих пор лет ответа на вопрос, в какой области Индии впервые
появились индоарии. Некоторые ученые считают, что они пришли из Ирана, другие
ведут их из Северного Белуджистана и Афганистана. Вторая точка зрения
представляется более травильной: в ее пользу говорят, например, данные
топонимики н гидронимики Афганистана. На основании письменных текстов самих
индоариев можно сделать вывод, что они обитали в областях Восточного Пенджаба и
в верховьях Ганга. Это показывает, что индоарийские племена не были
территориально связаны с главными гоодами Хараппской цивилизации, а данные
хронологии свидетельствуют и о значительном временном разрыве между упадком
центров на Инде и приходом индоариов в Индию. Упадок хараппских центров, как
показал радиокарбонный анализ, произошел в XIX— XVII вв. до н. э.,
проникновение же индоариев имело место на несколько веков позднее.
«Ригведа» и данные археологии
Древнейший памятник индоариев "Ригведа" большинства современных ученых,
следует датировать XI— X вв. до н. э. (имеется в виду оформление гимнов в
единый сборник).
В последние годы появились интересные археологические материалы, которые
позволяют связать с индоарнями этой эпохи конкретную археологическую культуру.
В верховьях «Ригведа» и данные Ганга индийские археологи открыли кулыуру «серой
расписной керамики», которая, как показали последующие исследования, была
распространена в Восточном Пенджабе, вплотъ до впадения Ямуны в Ганг (включая
район современного Аллахабада), т. е. в целом охватывала области расселения
индоарийских племен в период, когда складывалась «Ригвсда». Анализ данных
самого памятлика позволил ученым наметить место возникновения «Ригведы» —
северо-восточные районы Пенджаба; некоторые авторы называют даже более точные
границы — район Амбалы.
Нижняя граница культуры «серой расписной керамики» относится примерно к
XII—XI оав. до н. ,)., что также совпадает по времени с датировкой «Ригведы».
Таким образом, есть основания считать, что индоарийские племена эпохи сложения
«Ригведы» были связаны с культурой «серой расписной керамики», хотя этот
трудный вопрос ещё ждет своего окончательного разрешения.
Более уверенно можно говорить о связи этой археологической культуры с одним
из индоарийских племен или небольшой группой их, которые находились в Восточном
Пенджабе, и верховьях Ганга, в конце второго тысячелетия до н. э. Появление же
индоарцев в Индии можно отнести к XIV— XIII вв. до н. о.
Большой интерес в этой связи представляют новые раскопки итальянских и
пакистанских археологов, в Свате, где были открыты могильники, датируемые
примерно VIII в. до н. э. В погребениях встречается серая и красная керамика,
имеющая, по мнению ученых, определенные аналогии с керамикой Ирана: изредка
находят и железо. Археологи пришли к выводу, чго погребения в Свате принадлежат
одной из групп арийских пнемен, проникших в Индию в конце второго тысячелетия
до н. о.
Такая датировка также противоречит старой точке зрения об упадке Хараппской
цивилизации под единым напором вторгнувшихся арийских племен.
Показательно, что заселение Пенджаба и верховий Ганга, где были обнаружены
остатки культуры «серой расписной керамики» и хараппской культуры, по мнению
некоторых ученых, происходило с перерывом в несколько сот лет. Вместе с тем еще
не известно ни одного поселения, на котором была бы прослежена непосредственная
связь между хараппской культурой и культурой «серой расписной керамики».
Расселение индоарийцев и местные культуры
Данные ведийоких текстов и некоторые археологические материалы позволяют в
обших чертах (проследить продвижение арийских племен на восток и освоение ими
областей Гангской долины. Это был продолжительный процесс, занявший несколько
столети
|
|