|
мы и некоторые скульптуры были посвящены
мужскому божеству, которого ученые сопоставляют с ботом Шивой более позднего
времени. На одной из найденных печатей изображено трехликое божество, сидящее в
особой ионической позе на низкой подставке, к которой как бы примыкают фигурки
антилоп. На голове божества своеобразная прическа в виде рогов. С обеих сторон
от божества расположены какие-то дикие животные. В свое время Дж. Маршалл,
руководивший расколками, считал, что в целом это изображение бога Шивы в образе
Пашупати— покровителя и защитника скота. Показательно, что в ранних индуистских
текстах о Шиве говорится как о главе йогов, как о боге, носящем прическу в виде
рога. Это толкование, поддерживаемое сейчас многими исследователями, указывает
на связи индуизма с религиозными представлениями жителей Хараппской цивилизации.
В пользу такого вывода говорят и изображения на печатях животных (например,
быка, тигра и др.). Соласно религиозным представлепиям индуизма, боги
ассоциируются с определёнными животными: Шива — с быком Нандином, супругу его
сопровождает тигр. Можно предполагать, что изображение различных животных
являлось пережитком тотемистических представлений, а определенные животные
могли быть тотемом племенных групп. Судя по печатям, составляла
характерную черту хараппской культуры бассейна Инда и послехараплской культуры
Катхиавара) и наличие большого числа медных изделий. Население жило в каменных
и глиняных постройках довольно архаического типа. Керамика отлична от
катхиаварскои. На территории одного из поселений этой культуры были открыты
остатки платформы, что было характерно и для харалдских поселений.
Исследования индийских археологов в Навдатоли, Невасе, Насике и Джорвс дают
представление о жизни древних жителей Мальвы и Махараштры. В эпоху энеолита
население этой зоны занималось земледелием и скотоводством, культивировало
пшеницу, рис. несколько видов бобовых. Из домашних животных знали отцу ,и козу.
В слое XIII в. до н. э. был обнаружен кусочек нити, состоящей из грубого шелка ,
и хлопчатника, что указывает на развитие ткачества. Подобно харанпским
поселениям здесь в большом количестве использовались каменные пластины, число
же медных орудий было невелико. Жилища де тлись из прочного материала и
обмазывались гли-пой, иногда хижины строились из дерева. В результате рас-конок
в Навдаголи вскрыты три типа жилых помещений — круглые, квадратные и
продолговатые. По размерам они были невелики: самое крупное — 4,5X3 м. Как
показывает карбон-ньш анализ, начало неолитического периода в этом районе
относилось к 1700—1600 гг. до н. о.
Некоторое влияние хараппских традиций прослеживается и в более южных районах
— в Насике п Джорне. Сходны виды керамики, формы металлических орудий, но в
целом в южных районах это влиянне значительно слабее. Определенные контакты уже
намечаются с неолитической культурой Восточной Индии. Эиеолитичсские слои в
Джорве датируются XIV—XI вв. до н. э.
Среди исследователей ведутся большие споры о происхождении о неолитической
культуры Центральной Индии и Декана Были высказаны точки зрения об иранском
происхождении ее, о влиянии индоариев па эту культуру. Наиболее правильным
представляется мнение о местных корнях энеолитической культуры Центральной
Индии. Эта культура, несмотря па внешние влияния, выросла из (неолитических
культур данного района. Можно предполагать, что в этой зоне жило население,
этнически близкое к населению Хараппской цивилизации. Следует, конечно, иметь в
виду, что в эпоху энеолита значительные районы Индии оставались еще но
освоенными, а во многих областях проживали племена, стоящие на весьма низком
уровне развития.
В Восточной Индии индийскими археологами выявлена своеобразная
энеолитическая культура — так называемая культура «медных кладов и желтой
керамики». Создатели этой культуры были земледельцами, хотя немалое значение в
то время имели ещё рыболовство и охота. Медные орудия отличаются разнообразием
— это медный плечиковый топор долота, тесла, гарпуны. Вопрос о создателях этой
культуры вызвал острые дискуссии. Среди ученых были защитники положения о
миграции на восток шлемся из Центральной Индии, о хараппской основе этой
культуры, а известный археолог Р. Гейнс-Гельдпер считал, что создателями
культуры «медных кладов» были арийские племена.
Однако последние исследования в Индии все больше подтверждают точку зрения о
связи культуры «медных кладов» с предками народов мунда. Многие черты этой
культуры имеют прямые аналогии с неолитическим комплексом именно этою района.
Культура «медных кладов» в Джамно-Гангском бассейне в XII—XI вв. до н. э.
сменилась культурой «серой расписной керамики». В ряде отдаленных районов она
просуществовала значительно дольше, лишь много позднее вступив во
взаимодействие с развитыми культурами.
В целом этническая пестрота и неравномерность развития, прослеживаемые в
неолитическую и эпеолитическую эпохи, оказали заметное влияние на последующие
процессы истори-ко-культурного и социального развития страны.
Индоарии и цивилизация в долине Ганга
«Арийская проблема»
В течение многих десятилетий ученые ведут спор по различным вопросам
«арийской проблемы», пытаясь решить, когда, откуда и какими путями индоарийскне
племена пришли в Индию. Динжуссионным остается до сих пор и вопрос о прародине
ариев.
Приход индоариев в Индию некоторые ученые рассматривали как покорение
отсталых аборигенов (высокоразвитыми арийцами, которые принесли с собой в Индию
цивилизацию и создали развитое общество. Защитники расовой теории привносили в
эту проблему и расовое различие, существова
|
|