|
оснабжения и канализации. В их ведении
находились, по всей вероятности, и общественные амбары. Можно предполагать, что
в городах был и особый городской совет. Не исключено, что члены совета заседали
в так называемом зале заседаний, который был открыт в Мохенджо-Даро.
Двумя наиболее крупными городами, как уже говорилось, были Мохенджо-Даро и
Хараппа, которые, по мнению некоторых ученых, являлись двумя столицами либо
одного, либо двух политических объединений. Вопрос о том, откуда и как
управлялись все поселения этой значительной по территории цивилизации, до сих
пор остается нерешенным, но обращает на себя внимание существование единой
системы мер и всегда, письменности, сходных норм строительства, одинаковою
планирования и т. д.
Очень спорным является также вопрос о политической власти в индских городах
и характере классовой структуры некоторые исследователи (В. В. Струве в СССР, В.
Рубен в ГДР) высказали предположение о рабовладельческой основе хараппского
общества, но этот вывод еще требует дополнительнвх данных и доказательств. Ряд
ученых сравнивали ею с политической организацией древней Месопотамии, считая,
что и на Инде власть принадлежала жрецам, в собственности которых находился
весь земельный фонд. Не исключено, что в хараппских центрах было
республиканское устройство.
Раскопки ясно показали наличие значительного имущественного неравенства. В
больших трехэтажных домах жили, очевидно, богатые горожане — торговцы,
зажиточные ремесленники, а бедные вынуждены были ютиться в крохотных домиш-ках
Имущественное различие ярко проявляется и при ознакомлении с погребениями.
Богатых горожан хоронили вместе с драгоценностями, расписными сосудами;
(погребальный инвентарь бедных значительно скромнее. Ученые полагают, что в
хараппских городах имелись и рабы, которые жили в хижинах, загибались обмолотом
зерна, переноской тяжелых грузов и, возможно, участвовали в работах по очистке
канализационных каналов. В Хараппе, как отмечалось, за стеной цитадели,
недалеко от общественных амбаров и рядам с платформами для обколота зерна, были
открыты небольшие лачуги, где, очевидно, жили зависимые работники или рабы. В
Калибангане и Лотхале таких сооружений не обнаружено, что дало основание ученым
(например, французскому археологу Ж. М. Казалю) высказать мнение о более
либеральной власти в этих городах пo сравнению с авторитарным режимом в Хараппе.
Такая точка зрения недостаточно убедительна, хотя можно предположить некоторое
различие в политической организации хараижжих городов. Интересное толкование
выдвинул английский ученый Д. Гордон, который предложил рассматривать некоторые
терракоты как фигурки рабов (они изображают людей, сидящих на корточках и
сжимающих руками колени; на голове у них круглая шашка). В этой связи Ж. М.
Казаль, выделив группу миниатюрных печаток с очень простым и кратким «текстом»,
рассматривает их как своего рода «удостоверения личности» работников или рабов.
В целом раскопки позволяют условно наметить несколько социальных групп,
таких, как жрецы, торговцы, ремесленники, зависимое население; очевидно, можно
говорить и об особой группе военных. Эта стратификация послужила для некоторых
ученых основанием усматривать в хараппском обществе зародыши сословно-кастовой
организации.
Торговля и внешние связи
Города Хараппской цивилизации были центрами внутренней и внешней торговли,
которая велась сухопутным и морским путем. О развитии торговли и направлении
торговых связей говорят как археологические материалы, так и письменные
свидетельства, содержащиеся в ближневосточных источниках. Во время раскопок в
Мохенджо-Даро была найдена игрушечная модель двухколесной павозки. Очевидно, с
помощью такой повозки осуществлялись внутренние перевозки. Индские города имели
хорошо налаженные контакты с районами Южной Индии, откуда доставлялись
драгоценные металлы. За последние годы стали известны связи Хараппской
цивилизации с поселениями Южной Туркмении (раскопки В. М, Ыассона в Алтынтепе).
В результате находок печатей, бус, раковин и других ха-раппских вещей в
городах Двуречья, а также печатей месопо-тамского типа в индских городах можно
предполагать наличие тесных торговых связей долины Инда с Шумером. При
раскопках в Шумере был обнаружен кусок ткани с оттиском харап-пской печати.
Торговля с Шумером осуществлялась, очевидно, морем, проходила через Бахрейн,
идеи были найдены вещи, сходные с хараппскими. О широком размахе морокой
торговли свидетельствуют и результаты раскопок в Лотхале. Археологи здесь
открыли крупную верфь, доки для судов, нашли каменные якоря. Изображение судов
имеется на некоторых печатях п терракотах из Мохенджо-Даро и Хараппы, а в
Лотхале археологам посчастливилось обнаружить иерракоювую модель судна с
углублением, очевидно для мачты.
В Лотхале была найдена круглая печать, сходная с печатями, обнаруженными в
Бахрейне и в городах Месопотамии. В аккадских источниках говорится о
путешествии торговцев в заморские страны, в том числе упоминается о страдах
Дильмун, Маган и Мелука.
Дильмуп сопоставляется некоторыми исследователями с уже упоминавшимся
Бахрейном, другие склонны видеть в нем районы Хараппской цивилизации. Маган
иногда помещается в Белуджистане, а Мелука соотносится даже с Мохенджо-Даро.
Таким образом, вопрос об идентификации етих названий еще не решен. Вместе с тем
сам факт торговых и культурных связей городов Хараппской цивилизации с
Двуречьем бесспорен.
Религия
Археологические материалы дают некоторые представления о религиозных
воззрениях населения Хараппской цивилизации. И в цитадели, и в жилых кварталах
городов были открыты строения, которые ученые справедливо рассматрпвают как
храмовые сооружения. С этими храмами, очевидно, были связаны ритуальные
бассейны, а также каменные скульптуры, найденные в Мохенджо-Даро и Хараппе. По
мнению ряда исследователей, хр
|
|