|
образом, слились еще несколько популярных местных божеств, среди
них едва ли не заслоняющий Нараяну в последующей литературе Ваоудэва. Многие
атрибуты средневекового Вишну восходят именно к Васудэве: он связан с
божественной птицей Гарудой. В вишнуизм было включено еще одно местное божество
— Кришна, которое вскоре стало одним из самых популярных. Кришна — божество
пастухов, он изображается шаловливым юношей, вступающим в любовные игры с
пастушками. Таким образом, система вьюхи помогла растворять в вишнуизме образы
Васудэвы и Кришны.
Еще более значительной по результатам оказалась синкретическая тенденция,
связанная с понятием «аватары». Слово ото означает «нисхождение» или, точнее,
«земное воплощение божества в интересах людей». Ранняя литература упоминает
четыре аватары Нараяны-Вишну, в дальнейшем перечень доходит до 29. Подобный
принцип совмещения разнородных мифов позволил вовлечь в сферу вишнуистских
сюжетов представления из самых различных культов. Перечислим только наиболее
известные из них. В трех из своих образов Вишну выступает в виде животного: как
гигантский вепрь он спасает Землю от гибели в водах; в час потопа он в форме
рыбы влечет за собой индийский ковчег — корабль, на котором спасается патриарх
людей Ману; как черепаха он участвует в процессе пахтания океана. Как
божественный герой Рама он вступает в брак с Ситой (богиней земледелия) и,
освобождая ее от демонического властителя Раваны, завоевывает Ланку. Тема эта
послужила затем центральным сюжетом прославленной «Рамаяны» Валымики.
Существенным отличием индуизма не только от брахманизма, но и от большинства
других религиозных систем является то, что это учение связано не с одним, а с
тремя божествами, причем каждый из них в принципе равноправен двум остальным.
Этот чисто индийский вариант «троицы» получил название «тримурти» (т. е. три
образа). Он включает в себя Брахму — бога творца, Вишну — бога хранителя
вселенной и Шиву — бога разрушителя. Первый из них — Брахма пришел в индуизм из
собственно ведийского пантеона, в позднейшей религии он скорее выражение самой
идеи творения, чем самостоятельное божество. В отличие от Вишну и Шивы (а также
от Богини-Матери Шакти, занявшей важное место в индуистском пантеоне) Брахме
почти не посвящалось храмов, хотя в богословской литературе он и часто
упоминался. Вместе с тем каждый из этих трех богов отображал весь мир.
Последователи Вишну именовали его не только хранителем, но и создателем и
разрушителем вселенной. Шива также мог сочетать все три космогонические функции.
Эта черта открывала дорогу как к веротерпимости, так и к естественному
сосуществованию различных философских учений. Это внутреннее единство целого и
части, примитивной религиозности п абстрактного умозрения, пронизанного
мистикой, представляет собой характернейшую черту индуизма как системы, которая
в дальнейшем вобрала в себя все основные религиозные течения Индии.
Шиваизм
Наряду с вишнуизмом очеиь большую популярность приобрели шиваизм и шактизм.
Шива вошел в брахманистскую литературу как двойник Рудры — ведийского божества
грозы и ураганных ветров, окруженного сонмом жестоких и враждебных людям духов.
Отождествление это — явление весьма позднего времени. В действительности же
здесь имеет место процесс вовлечения в брахманизм местного божества, культ
которого был связан с верованиями населения южных районов Индостана, подобно
тому как Нараяна-Вишну служил отражением религиозных верований населения
северной части страны.
Культ Шивы связан с экстазом. Шива в представлениях индийцев танцует та
поляне для сожжения умерших, он натирает свое тело погребальным пеплом, на шее
у него вместо гирлянды ожерелье из черепов. Когда он является в мир в образе
нищего аскета, чашей для подаяния ему служит человеческий череп. Другие
атрибуты также подчеркивают его страшную силу и могущество: одеждой ему служит
тигровая шкура, оружием — трезубец, лук и топор. Впрочем, разрушение — только
одна из двух сторон его активности. Шива не только божество аскетизма и
жертвоприношений, он также и защитник людей в их обычном, повседневном
существовании. Шива чрезвычайно популярен среди индийского населения, особенно
на юге страны.
Постоянными спутниками его выступают Ганеша и Окан-да, также, по-видимому,
по происхождению независимые дравидские божества. Образ Ганеши хранит в юебе
черты глубочайшей древности: у него человеческое туловище и голова слона, его
везет огромная крыса, он связан с миром демонов и подземным царством. Включение
его в шиваистский пантеон — искусственный компромисс, относящийся к более
позднему времени.
Сканда — преданный сын Шивы — представлен целомудренным юношей, не знающим
тайн любви и не имевшим матери (легенда возводит его рождение непосредственно к
Шиве). Он царь могущественных воителей, поэтому борьба с враждебными демонами
занимает в его мифологической биографии особенно 'значительное место; в целом
же образ Сканды — один из сложнейших во всей индуистской традиции.
Вслед за усвоением мифологических образов Нараяны-Вишну и Шивы наступила
эпоха восприятия брахманизмом грандиозной совокупности распространенных в Индии
культов верховного женского божества. В сущности начало процессу положило уже
почитание мужских божеств, вошедших в систему индуизма вместе со своими
женскими ипостасями: Лакшми (супруга Вишну) и Ума, или Парвати (жена Шивы).
Ритуал индуизма существенно отличался от брахманистского, он сложился в
раннем средневековье и сохранился в ортодоксальной брахманской среде почти без
изменения до наших дней. В большинстве своем индуизм просто заменил древнейших
богов новыми божествами общеиндийской религиозной системы; так, Праджапати
отождествлялся с Брахмой п отчасти с Нараяной.
Но были и принципиально новые моменты культа. Старая религия не знала
культовых сооруж
|
|