|
ний, почти неизвестен ей был и скульптурно выполненный
материальный образ божества. Индийская религия на новой стадии проявилась
прежде всего в иных формах богопочитания: храм воспринимался как «дом
божества»; деятельность жрецов превратилась в постоянное оказание услуг своему
«господину»; статуя олицетворяла личное присутствие бога; каждое утро ее
торжественпо омывали, опрыскивали благовонными жидкостями, выносили на улицы
города, чтобы бог мог насладиться видом своих приверженцев, затем снова вносили
в храм, где божество веселили музыкой и изысканными танцами, выполнявшимися
обычно профессиональными танцовщицами.
Особое развитие получает индуистская архитектура: храмы индийского
средневековья являются значительным достижением индийского искусства.
Шесть философских школ. Ньяя. Вайшешика
Следующая эпоха в развитии индийской характеризуется уже становлением
самостоятельных философских школ.
Философия, связанная с индуизмом, делится по традиции на шесть даршан
(систем). Общей чертой, определившей их религиозную принадлежность, является
признание авторитета Вед, закона кармы и веры в «конечное (т. е. мистическое)
освобождение» как в главную цель существования человека. С точки зрения
оригинальности эти системы весьма не равноценны. Список открывает ньяя —
собрание логических правил и наставлений в области техники доказательств и
полемики; собственно философские обобщения здесь почти отсутствуют. Вклад этой
системы в создание и развитие логики как отдельной области знания был весьма
значительным, она оказала благотворное влияние па индийскую науку в целом, что
особенно проявилось в позднейшую эпоху. За ньяей следует вайшешика, близкая к
ней в ряде отношений, но впитавшая одновременно и некоторые материалистические
представления. Основа этой школы — безбрежный атомизм, когда вещи распадаются
на отдельные неделимые частицы (ану), комбинации их порождают все многообразие
окружающей нас природы. Из этого делается вывод, что целью существа, познавшего
характер реальности, является освобождение от перерождений и привязанности к
внешним объектам. Это несколько противоречивое соединение натурализма и
мистицизма представляет собой любопытный пример ассимилирования
наивно-материалистической системы идеалистической традицией.
Санхья
Система санкхья занимает промежуточное положение между материализмом и
идеализмом. Происхождение ее относится к глубокой древности, она не уступает в
возрасте Упанишадам и полнее, чем они, воплощает представления стихийного
материализма этой архаической эпохи. Основой бытия признается в ней
непосредственно воспринимаемая природа (пракрити). Однако в восприятии законов
ее существования сказывается уже влияние положений Упанишад: все в мире следует
в своем становлении трем основным направляющим силам, первая из которых —
раджас (энергия, движение) — воплощает в себе созидающий импульс бытия, вторая
— тамас (инертность) — являет собой его диалектическую противоположность,
третья — саттва (ясность, самосознание) — знаменует внутреннее, отвлеченное
постижение происходящего.
Признание этого чисто духовного в своей основе элемента равнозначным
движению и покою в материальном конструировании природы свидетельствует о
значительной идеалистической струе внутри самого существенного,
натурфилософского раздела философии санкхьи. Еще более очевидно этот
идеалистический аспект проявляется в учении о пуруше (чистой духовности).
Пуруша санкхьи — несомненное порождение Упанишад. Он не действует, сущность его
— созерцание. Он присутствует во всех вещах, и только благодаря его присутствию
они и становятся существующими. Он непознаваем и неуловим и все же наличествует
в любой, даже в самой незначительной материальной вещи. Соединение пуруши с
пракрити (духа с природой) порождает 25 элементов, т. е. первоначальных форм
существования, включающих, согласно санкхье. как чисто духовные (например,
интеллект), так и вполне материальные (вода, земля, воздух и т. д.) сущности.
Дуализм санкхьи проявился и в ее попытке совместить близкое материализму
представление о «самодвижении природы» (присутствие пуруши подразумевается в
любом ее проявлении) с идеалом религиозного освобождения, целиком совпадающим с
традицией Упанишад. Только познав естественное движение вещей, утверждает
санкхья, человек способен понять все безграничное превосходство постоянного п
неизменного духа над непостоянной, лишенной устойчивости матери-альноп природой.
Из этого положения закономерно следовал призыв к самоуглублению и аскетической
тренировке.
Санкхья оказала огромное влияние как на светскую культуру, так и на
различные религиозные направления индуизма. Материалистический элемент при этом
постепенно вытеснялся; все же школа эта достаточно ясно выразила свою
центральную, в принципе антииндуистскую идею — отрицание религиозного абсолюта
в какой бы то ни было форме и особенно последовательное неприятие любых
представлений о личном, антропоморфном божестве.
Йога
К санкхье примыкает йога — система, получившая особую известность в связи с
теми конкретными правилами психофизической тренировки, которые она
рекомендовала для достижения «состояния освобождения». В раннем произведении
этой школы — «Йога-сутре» Патанджали намечены только общие принципы системы.
Позднее она привела к созданию учения о так называемой восьмичлвнной йоге, имея
в виду, что все предписываемые ею упражнения можно условно разделить на восемь
видов; важнейшие из них связаны с контролем над дыханием (пра-наяма),
различными фиксированными положениями тела (асана), сосредоточением мысли на
каком-либо одном объекте (дхьяна). Разумеется, технические моменты — только
начальная ступень системы; цель ее — будто бы достигаемая в трансе утрата
сознания своего «я» — (самадх
|
|