|
ны
Наиболее известными махаянистски школами в первые века нашей эры были
мадхьямики и йогачары. Создателями учения мадхьямиков можно считать выдающихся
философов Нагарджуну и Арья-даву, которые жили во II в. н. э. Махаянские
сочинения в ото время уже существовали, на них ссылается в своих трудах
Нагарджуна.
В основе доктрины мадхьямиков лежит учение Нагарджу-ны о шуньяте (дословно —
пустота), поэтому эта школа часто называется шуньявада. Согласно Нагарджуне,
все существующее, как материальное, так и духовное, нереально. Вместе с тем
шуяья — это отрицание несущности, это полное отсутствие дуальности. Шунья имела,
таким образом, не негативный, а позитивный смысл. Мадхьямики делали вывод об
отсутствии противопоставления нирваны и сансары. Они учили, что после
прохождения всех парамит, достигнув высшего уровня духовного совершенства,
объект будто бы уже не отличается от субъекта, нирвана — от мира, а
существование—от несуществования. Учение Будды — его дхарма объявлялась шуньей.
Учение Натагрджуны — одно из самых значительных этапов в истории буддизма, оно
оказало большое влияние на развитие идей махаяны и религиозно-философской мысли
Индии в целом.
Создателями учения йогачаров считаются Асанга и Васу-бандху (IV — V вв. н. э.
). Эта школа признавала реальным только сознание, а весь материальный мир —
нереальной иллюзией. Поэтому основное внимание йогачары уделяли сознанию и
методам совершенствования мыслительных способностей человека.
Махаяна (особенно учение мадхьямиков) получила широкое распространение во
многих странах Азии, в основном на Дальнем Востоке. Она легко уживалась с
местными верованиями и вбирала в себя местные культы. В самой же Индии в
(гуптскую эпоху влияние буддизма заметно падает.
Упадок буддизма. Индуизм
Несмотря на распространение махаянистских идей в первые века нашей эры и
развитие хинаянских и махаянских философских школ, буддизм в гуптекую и
особенно послегупт-скую эпоху утрачивает свое влияние. Фактически наступает
упадок буддизма на его родине. В записках китайских путешественников
рассказывается о заброшенных монастырях, а в литературных сочинениях гуптской
эпохи с осуждением говорится о буддийских монахах. Судя по имеющимся сведениям,
гуптские цари были последователями вишнуизма и шиваизма, хотя придерживались,
очевидно, политики религиозной терпимости. Постепенно центром буддизма
становится Северо-Западная Индия и Кашмир. В Гангской долине все большее
значение приобретают вишнуизм и шиваизм.
Упадок буддизма совпал с другим важнейшим событием в истории индийской
религии и культуры — возрождением индуизма, хотя фактически многие черты этого
учения и культа никогда не исчезали. Исключительная легкость, с которой
индуистская традиция впитывала отдельные местные культы, философия, допускавшая
одновременное существование многочисленных интерпретаций в виде фактически
независимых друг от друга школ, сохранение и развитие традиционных социальных
институтов страны (это касается в первую очередь защиты кастовой системы) — все
это в конечном итоге сделало индуизм, этот своеобразный религиозный синтез,
более приемлемым для самых различных слоев населения, чем реформационные
системы. К началу средних веков буддизм хинаяны фактически исчезает в Индии,
становясь основной религией Цейлона, а позднее Юго-Восточной Азии. «Северный»
вариант буддизма (махаяна) сохранял еще некоторое 'влияние в стране в течение
ряда веков, но постепенно как в мифологии, так и в культе он сближался с
индуизмом. Индуизм оказывал все большее влияние на буддизм, в буддийских
монастырях появляются даже изображения индуистских божеств. Интересно, что
Будда был объявлен одним из воплощений бога Вишну. К VIII—XV вв. индуизм
окончательно ассимилирует все собственно индийские направления махаяны.
К гуптской эпохе ортодоксальный брахманизм также претерпел значительные
изменения. Старые божества утратили популярность, безнадежно устаревшим и
излишне сложным выглядел и ритуал, предписанный текстами Вед и Брахман. Но тем
не менее философские представления Упанишад и Бхагавадгиты создавали
возможность для включения любых местных культов п верований в освященную веками
брахманистскую традицию.
Формирование системы, получившей единое название «индуизм» (или, точнее,
«хинду дхарма» — «индийский закон») только много веков спустя, когда с приходом
арабов понадобилось дать всей этой группе культов какое-то обобщающее
обозначение, началось задолго до гуптской эпохи п было связано с первыми
попытками примирить мифологию брахма-ниша с местными верованиями аборигенных
племен (главным образом дравидийских).
Вишнуизм
Первое из двух главных направлений индуизма — вишнуизм возник еще в
мау-рийскую эпоху, но значительное распространение получил в гуптский период.
Главное божество Вишну в ранних текстах выступает под именем Нараяна.
Нараяна-Вишну, очевидно, божество аборигенов Северной Индии. Уже тексты Брахман
называют его могущественным богом и ставят иногда да/ке выше поздиеведийокохо
творца вселенной Праджапати.
Позднее Нараяна отождествляется с Вишну — одним из ведийских вариантов
солнечного божества. Имя бога Вишну, судя по всему, также аборигенного
происхождения. В даль-нешнем этот двойственный образ упоминается уже
исключительно под именем Вишну, а религиозное течение, объявляющее его
верховным божеством, получает название вишнуизма.
Необыкновенная популярность вишнуизма в Индии объяснялась в значительной
мере поистине уникальной способностью этой ветви индуизма ассимилировать
различные верования. Это осуществлялось с помощью разработанной системы вью\ п
аватар. Суть понятия «вьюха» состоит в том, что всемогущее божество
Нараяна-Вишяу последовательно раскрывает себя в четырех различных формах; с
Вишну, таким
|
|